Слайд 1Психологические особенности жертвы школьного насилия и агрессора
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «Лицей №
9» г. Воронеж
Голдан Наталья Николаевна
Слайд 2Социально-психологические особенности жертвы школьного насилия
Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети,
имеющие:
физические недостатки (носящие очки, имеющие сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть те, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя);
особенности поведения (замкнутые дети (интроверты и флегматики), дети с импульсивным поведением, гиперактивные дети)
Слайд 3
особенности внешности (все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из
общей массы: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.
плохие социальные навыки (недостаточный опыт общения и самовыражения; легче принимают роль жертвы);
страх перед школой (чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее; иногда этот страх индуцируется от родителей);
Слайд 4
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
болезни (эпилепсия, тики и гиперкинезы,
заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.);
низкий интеллект и трудности в обучении.
Слайд 5Социально-психологические особенности агрессора в школе
дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то
есть в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты») (Stroufl, Fluson (1986);
ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик (Olweus (1983));
Слайд 6
семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери,
не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется.
властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
Слайд 7
семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто
ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая«модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией.
семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
Слайд 8Последствия школьного насилия
Длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает
самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
Слайд 9
У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс
порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Слайд 10Консультирование детей-жертв насилия
Основные цели психологического консультирования детей — жертв насилия следующие:
формирование
позитивной Я-концепции;
совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;
восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;
развитие и совершенствование социальных качеств;
формирование способности к принятию себя;
выработка способности к самостоятельному принятию решений.
Слайд 11
При консультировании детей, подвергшихся насилию, можно ориентироваться на следующие принципы (Зиновьева,
Михайлова, 2003):
1) Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:
в чем состоит проблема, которая не разрешена;
что чувствует ребенок в отношении этой проблемы;
чего ребенок ждет от специалиста.
Слайд 12
2) Уточнение ожиданий ребенка. Необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям психолог может
соответствовать.
3) Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого, а не закрытого типа. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые тот совершил, чтобы решить проблему.
Слайд 13
4) Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия,
на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.
5) Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.
Слайд 14
6) Завершение сессии. Обычный способ завершения сессии состоит в том, что
специалист просит ребенка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Как правило, обобщение занимает 2—4 минуты. Также в начале каждой последующей сессии рекомендуется просить ребенка вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования; во-вторых, психологу проверить собственную эффективность.
Слайд 15
Психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом,
достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее:
что происходило с ребенком в процессе консультирования;
какая цель была поставлена, достигнута ли она;
какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);
как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;
какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть. Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни.