Презентация, доклад Психологическая составляющая урока

Содержание

Психологическая составляющая современного урока:1. Учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся при организации и проведении урока1.1. Типы нервной системы1.2. Типы темперамента1.3. Типы восприятия и переработки информации2. Особенности работоспособности школьников во время урока3. Создание психологически комфортной среды на уроке4. Виды

Слайд 1Психологическая составляющая
урока
Морозова Е.В., методист МКОУ ДО ИДК

Психологическая составляющая  урока Морозова Е.В., методист МКОУ ДО ИДК

Слайд 2Психологическая составляющая современного урока:
1. Учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся при организации и

проведении урока
1.1. Типы нервной системы
1.2. Типы темперамента
1.3. Типы восприятия и переработки информации
2. Особенности работоспособности школьников во время урока
3. Создание психологически комфортной среды на уроке
4. Виды и приемы организации рефлексии на уроке
4.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
4.2. Рефлексия деятельности


Психологическая составляющая современного урока:1. Учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся при организации и проведении урока1.1. Типы нервной системы1.2. Типы

Слайд 3Индивидуально-типологические особенности обучающихся Типы нервной системы

Индивидуально-типологические особенности обучающихся  Типы нервной системы

Слайд 4Индивидуально-типологические особенности обучающихся
Темперамент —это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности

и поведения;
проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Индивидуально-типологические особенности обучающихсяТемперамент —это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения; проявление типа нервной системы

Слайд 6 Тип восприятия (перцепция): чувственное познание предметов окружающего мира с помощью анализаторов.
Различают

такие виды восприятия (в зависимости от того, какой тип анализатора является доминирующим на данной стадии познания):
зрительное;
слуховое;
осязательное;
вкусовое;
обонятельное.
Тип восприятия  (перцепция): чувственное познание предметов окружающего мира с помощью анализаторов.  Различают

Слайд 7
Три типа восприятия информации :
визуальный –информация представляется в виде комплекса зрительных

образов;
аудиальный – в виде комплекса звуков;
кинестетический – комплекса ощущений (вкусовые, осязательные, обонятельные).
Три типа восприятия информации :визуальный –информация представляется в виде комплекса зрительных образов;аудиальный – в виде комплекса звуков;кинестетический

Слайд 9Особенности работоспособности учащегося
Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы

с определенной эффективностью в течение определенного времени.
Особенности работоспособности учащегосяРаботоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного

Слайд 10Работоспособность школьников в течение урока
– врабатывание – это первая фаза работоспособности. Время

врабатывания индивидуально (на 1 уроке около 10 минут, на последних уроках около 5 минут),
вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности (у первоклассников время оптимальной работоспособности составляет 10-15 минут; у учащихся 2 – 4 классов – 15-20 минут; у 5 – 8 классов – 25-30 минут; у 9 – 10 классов -  35-40 минут, у 11 классов – 45 минут; у взрослых – 55-60 минут)
утомление – это третья фаза работоспособности
Работоспособность школьников  в течение урока – врабатывание – это первая фаза работоспособности. Время врабатывания индивидуально (на 1 уроке

Слайд 11Степень и время наступления утомления зависят:

от содержания учебного материала,
методов его преподавания,


микроклимата класса (качества и температуры воздуха, освещенности),
состояния здоровья учащихся,
режима питания,
труда и отдыха.
Степень и время наступления утомления зависят: от содержания учебного материала, методов его преподавания, микроклимата класса (качества и температуры воздуха,

Слайд 12Профилактика раннего утомления на уроке Действия учителя:
переключить внимание учащихся на другие виды деятельности;
задать

интересный вопрос, активизирующий внимание;
сказать какую-либо шутку;
в младших классах рекомендуется провести со школьниками физкультминутку для снятия напряжения.




Профилактика раннего утомления на уроке Действия учителя:переключить внимание учащихся на другие виды деятельности;задать интересный вопрос, активизирующий внимание;сказать какую-либо

Слайд 13
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал

10 – 12 часов
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов

Слайд 14Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника

Слайд 15Психологический комфорт на уроке как условие развития
личности школьника

При отсутствии благоприятного

психологического климата
школа не сможет успешно решать
поставленные задачи и выполнить миссию!

Принцип психологической
комфортности предполагает снятие
(по возможности) всех
стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание на уроке такой
атмосферы, которая расковывает
детей.
Никакие успехи в учебе не принесут
пользы, если они «замешаны» на страхе
перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьникаПри отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет успешно

Слайд 18
Виды и приемы организации рефлексии на уроке

I. Рефлексия настроения и эмоционального

состояния

«Смайлики»
«Букет настроения»
«Дерево чувств»
«Солнышко и тучка» и т.д.

II. Рефлексия деятельности

Рефлексия "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Виды и приемы организации рефлексии на урокеI. Рефлексия настроения и эмоционального состояния«Смайлики» «Букет настроения» «Дерево чувств»«Солнышко и

Слайд 19Рефлексия ”Слон”
Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем

для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

Рефлексия "Синквейн"
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации.

Рефлексия ”Слон”Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на

Слайд 20Примеры синквейнов:


Примеры синквейнов:

Слайд 21Помните!

Если
«Ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель

света,
то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение».
Ш.А.Амонашвили
Помните!Если «Ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство

Слайд 22Вы замечательно поработали!
СПАСИБО!

Вы замечательно поработали!СПАСИБО!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть