Слайд 1
Психологическая помощь семьям,
имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Педагог-психолог
МАУ «ЦППМиСП» города Кунгура
Котлярова Н.А.
2018 год
Слайд 2Актуальность темы
своевременно оказанная психологическая помощь семье, имеющей ребёнка
с ОВЗ, оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей [1].
Слайд 3Актуальность темы
В связи с ростом числа «особых» детей особую значимость
приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается.
Слайд 4Актуальность темы
Положение семьи с «особым» ребенком
вследствие психологической нагрузки е можно охарактеризовать как
внутренний (психологический)
и внешний (социальный) тупик.
Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.
Слайд 5Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения
детей с отклонениями в развитии.
Психологическая работа с семьей в условиях МАУ «ЦППМиСП» осуществляется в следующих направлениях:
диагностико - консультационное ,
коррекция детско-родительских отношений,
коррекция когнитивной и эмоциональной сфер у детей с нарушениями в развитии (ИКЗ).
Слайд 6Для определения путей помощи семье необходимо учитывать :
качественные характеристики личностных изменений
родителей,
ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья,
возраст ребёнка, имеющего нарушения в развитии,
Соматический уровень семьи (наличие эмоциональных нарушений у родителей невротизация , астения, депрессии и пр.)
Слайд 7Семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии имеет свои специфические нарушения:
Нарушения социально-психологического состояния семьи.
Путь совладания с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение соответственно его способностям.
Слайд 8Что нужно учитывать при работе с семьёй
Периодизация родительского
кризиса
Первый период связан с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Характером заболевания в основном определяется время, когда родители узнают о нем.
Слайд 9Периодизация родительского кризиса
Генетические отклонения (синдром Дауна)
становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а другие (глухота, нарушение речи и т.д.) не могут диагностироваться до тех пор, пока ребенок их не станет старше.
Слайд 10Периодизация родительского кризиса
Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью,
произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой болезни. Получение подтверждения серьезной или хронической проблемы здоровья в большинстве случаев вызывает кризис, и семья начинает активизировать имеющиеся ресурсы
Слайд 11Периодизация родительского кризиса
Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы
жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней, той нормы, которая, известна для большинства здоровых детей определенного возраста. Тип и степень тяжести заболевания могут сыграть определяющая роль в формировании семейного поведения.
Слайд 12Периодизация родительского кризиса
Третий период – достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы
и способа обучения. Родители убеждаются, что их ребенок нуждается в специальной программе. Этот период также может быть тяжелым для других детей в семье. В это время семья как бы «выходит на публику» и родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования ребенка. На этом этапе дети чаще всего представляются на ПМП комиссию.
Слайд 13Периодизация родительского кризиса
Четвертый период- переход ребенка в подростковый возраст.
Это наиболее острый период для детей, осознающих свою «беспомощность», «отвержение», трудности в обучении, особенно в ситуации определения (подтверждения) программы обучения.
Слайд 14Периодизация родительского кризиса
Пятый период – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная
переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание дефицита возможностей. Не обнадеживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу.
Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать заботу о своем ребенке.
Слайд 15В условиях ЦДК
семьи с детьми с нарушениями в развитии
наблюдаются до 18 лет. Работа с каждой семьёй индивидуальна, по личным запросам или направлениям образовательных, медицинских учреждений ( с целью уточнения образовательного маршрута).
Слайд 16 Существуют общие типы реагирования родителей на известие об инвалидности ребенка.
Исходя из этого должна строится работа специалистов.
шок,
отрицание,
агрессия,
депрессия,
принятие.
Слайд 17Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗ
Первой реакцией на рождение
больного ребенка является шок, «онемение», беспомощность, отсутствие какой бы то ни было реакции. Иногда рождение ребенка-инвалида порождает немыслимый ужас. По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызвало у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства.
Слайд 18Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗ
Цель психологической
помощи родителям детей с ОВЗ
Родитель «не слышит» специалистов в стадии шока. Для них наилучшим будет сопровождение родных, близких, тактильный контакт. Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока для перехода в другую стадию.
Слайд 19вторая стадия отрицания
Эмоциональные переживания родителей. Внешне это проявляется как отрицание очевидного:
все неправда, произошла ошибка, обследование было проведено небрежно и т.д. Данный этап можно охарактеризовать как сопротивление горю
Слайд 20Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.
это механизм
психологической защиты:
активное несогласие, неверие, желание «не знать», отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий
Слайд 21Наблюдались случаи, когда этот период растягивался на 10-16 лет.
Клиент просто
не воспринимает информацию. Убедить в обратном не представляется возможным. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз.
Слайд 22Для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех
имеющихся средств.
выделяют две основные стратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» (бесчисленные консультации, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями) и «поиск чудесного исцеления»
Слайд 23
Для второй фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается
В стадии отрицания не должны мешать родителю больного ребенка переживать эмоциональное состояние. Если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже если вы слушаете это все в сотый раз и вам самому тяжело) и поддержать.
Слайд 24
Следующей является реакция агрессии – нападение
Поиск вины и виновного. Эта
реакция также является психологическим механизмом самозащиты, которая помогает разрядить накопившуюся напряженность. Агрессия направлена на внешнее окружение: виноват кто угодно - супруг, дальний родственник, врач, здравоохранение, нравы и т.д.
Слайд 25
Следующей является реакция агрессии – нападение
обвинения бессмысленные, бездоказательные, несправедливые. Они
вызывают лишь встречную реакцию и конфликт. Родители обрушивают гнев на тех, кто еще вчера лечил, учил их ребенка. Подозрительность заставляет этих родителей писать жалобы, вступать в конфликты, подозревать в корысти. Иногда период агрессии длится недолго, но носит взрывоопасный характер.
Слайд 26
Следующей является реакция агрессии – нападение
Агрессия может обратиться и внутрь,
превратиться в постоянное чувство собственной вины,
часто сопровождается поиском причин рождения больного ребенка в своем поведении.
Слайд 27
Для третьей фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:
В стадии агрессии целесообразно дать клиенту «выплеснуться», либо разъяснять , что в данной ситуации нет виновных- ни ребёнок, ни родители, ни педагоги не виноваты в произошедшей ситуации (например, неуспеваемости ребёнка в школе)
Слайд 28
4 стадия - Период депрессии
По мере того как родители начинают принимать
диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются
в глубокую печаль. Наблюдаются идеи виновности, тревожность, скорби по желанному здоровому ребенку, беспомощность в вопросах воспитания и др.
Слайд 29
Период депрессии
Депрессивное состояние является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей
ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциолизируемости» его психического и физического дефекта
Слайд 30
Для четвёртой фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:
В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание,
поддержать, найти новые смыслы существования , ресурсы семьи, поговорить о чувствах , которые испытывают родители
Слайд 31Пятая стадия принятия,
характеризуется социально-психологической адаптацией всех членов семьи. Происходит принятие появления
больного ребенка как факт своей жизни, родители готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации.
Слайд 32пятая стадия – стадия принятия,
Показателями адаптации являются такие признаки, как
уменьшение
чувства печали,
усиление интереса к окружающему миру,
появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее.
Слайд 33
Для пятой фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ
заключается:
В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать родителей, обсуждать будущее ребёнка.
Слайд 34Спонтанная адаптация семьи с ребёнком с ОВЗ
от нахождения высшего смысла в
происшедшем,
до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий.
Слайд 35Родители создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми
более, чем другие
«Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».
Слайд 36 Сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает
большинство семей с детьми с ОВЗ
Родители ее совершают в одиночку или с близкими людьми.
В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2 - 3 лет.
В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из стадий.
Слайд 37 Необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей
с ребенком с ОВЗ
Психологическая помощь-это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента;
это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов
Слайд 38
Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с
родителем.
На диагностико - консультативном приёме семьи с ребёнком, имеющим проблемы в развитии, учитываются такие факторы, как:
- отношение родителя к ребёнку (принимающее, отвергающее), их установки
- на каком этапе проживания стресса находятся родители,
Слайд 39
Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с
родителем.
- психоэмоциональное состояние родителей (от негативного «лучше будем плакать, чем согласимся на ПМП комиссию», до осознанного –«устали, видим, что надо изменить программу» и пр.),
Слайд 40
Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с
родителем.
- исходя из этого – готовность семьи принимать комплексную помощь специалистов или игнорировать её, выполнять рекомендации или отрицать факт трудностей у ребёнка ( у старшего также было, а теперь учится хорошо»).
Слайд 41
При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
- родители
могут утверждать, что им не говорили о необходимости оказывать комплексную психолого-педагогическую и медицинскую помощь . Таким образом, родители на первоначальном этапе не придают особого значения рекомендациям специалистов о трудностях ребёнка, объясняя это стеснительностью, проекциями собственного негативный опыт (« я тоже плохо учился, плохо говорил, а вырос нормальным»).
Слайд 42
При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
-родители, отрицающие
трудности ребёнка на первоначальной встрече со специалистами, начинают осознавать малоэффективность материальных затрат на репетиторов, готовы осознавать проблемы ребёнка и свои собственные, получать поддержку ( «нет ничьей вины – ни родителя, ни учителя, ни ребёнка в трудностях его обучения и поведения»), могут быть выдержанными и терпимыми с детьми.
Слайд 43
При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
Специалисты работают
и со страхами родителей («о ненормальности ребёнка 7 вида» – переориентация родителей на позитивное восприятие – «на возможность получения льгот от государства- бесплатных занятий с узкими специалистами, питании и пр.»),
- о необходимости особенного отношения к детям, рекомендованным обучаться по 8 виду (больше любви, принятия и поддержки ребёнку от родителей).
Слайд 44
Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ
нужно
оказать психологическую поддержку, рассказать о этапах проживания семьёй стрессовой ситуации ( ребёнок с ОВЗ):
1. «Нет ничьей вины в том, у ребёнка трудности»
2. Признание чувств родителя ( от агрессии до апатии) и необходимости их проживания, переориентация с поиска виновных до оказания долгой помощи и поддержки ребёнку.
Слайд 45
Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ
3. Нахождения
личностного смысла появления ребёнка с трудностями семье ( «Жизнь дана для радости»)
4. Переориентация родителей с собственных амбиций, неприятия ситуации («гордыни»), негативных чувств (агрессия, позор, вина и пр.) на другие смыслы появления ребёнка в их жизни ( например, на безусловную любовь, возможности приносить радость ребёнку, получать ощущение счастья от того, что делаешь его счастливым ).
Слайд 46
Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,
Поиск новых путей развития ребенка, новых его возможностей.
повышение эффективности развития возможностей проблемного ребенка через определение адекватного образовательного маршрута,
Слайд 47
Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,
оптимизация самосознания и формирование новых жизненных ориентиров у его родителей,
чтобы гармонизировать их внутреннее состояние, обсудить будущие возможности социализации для ребенка.
Слайд 48 Эффективность оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, возрастает, если
диагностико-консультативная работа начинается на этапе раннего развития детей
Так, родители успевают прожить этапы совладания со стрессовой ситуацией, получить неоднократные рекомендации и поддержку специалистов ещё в дошкольный период, а затем и на протяжении школьного обучения [ 1 ]
Слайд 49Диагностико-консультативного сопровождения специалистами «ЦППМиСП» семей, имеющих неорганизованных детей раннего возраста
На 1
этапе выявлялся уровень развития отдельных сфер, определялись причины тех или иных отставаний в развитии и пути их преодоления. Родителям давались рекомендации по нормам возрастного развития детей, отстающим от нормы детям – дополнительные консультации медицинских специалистов. Это помогло ко 2-му этапу диагностики более осознанно подойти к вопросам развития и воспитания детей.
Слайд 50Сравнительный анализ результатов обследования детей раннего возраста в г. Кунгуре (в
%) 1 и 2 этапов за 2012 год
Слайд 51Куда обращаться за помощью
Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА»
8-800-3-000-122
работает с 9.00
до 21.00
без выходных дней
Звонки со всех стационарных и сотовых телефонов бесплатны и конфиденциальны
Слайд 52Благодарим за внимание
Источники
Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье. http://www.prosv.ru/ebooks/Levchenko_Psiholog_pomosh/5.html
http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44070_full.shtml [
Яковенко Т.Д.Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]