Презентация, доклад Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Актуальность темы своевременно оказанная психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с ОВЗ, оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей [1].

Слайд 1  Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Составитель: Педагог-психолог

МАУ «ЦППМиСП» города Кунгура Котлярова Н.А. 2018 год
   Психологическая помощь семьям,  имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья   Составитель:

Слайд 2Актуальность темы
своевременно оказанная психологическая помощь семье, имеющей ребёнка

с ОВЗ, оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей [1].
Актуальность темы  своевременно оказанная психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с ОВЗ, оптимизирует личностное развитие ребенка и

Слайд 3Актуальность темы
В связи с ростом числа «особых» детей особую значимость

приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается.
Актуальность темы В связи с ростом числа «особых» детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только

Слайд 4Актуальность темы

Положение семьи с «особым» ребенком

вследствие психологической нагрузки е можно охарактеризовать как
внутренний (психологический)
и внешний (социальный) тупик.
Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.
Актуальность темы    Положение семьи с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки е можно охарактеризовать как

Слайд 5Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения

детей с отклонениями в развитии.

Психологическая работа с семьей в условиях МАУ «ЦППМиСП» осуществляется в следующих направлениях:
диагностико - консультационное ,
коррекция детско-родительских отношений,
коррекция когнитивной и эмоциональной сфер у детей с нарушениями в развитии (ИКЗ).

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.  Психологическая

Слайд 6Для определения путей помощи семье необходимо учитывать :
качественные характеристики личностных изменений

родителей,
ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья,
возраст ребёнка, имеющего нарушения в развитии,
Соматический уровень семьи (наличие эмоциональных нарушений у родителей невротизация , астения, депрессии и пр.)

Для определения путей помощи семье необходимо учитывать :качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой

Слайд 7Семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии имеет свои специфические нарушения:


Нарушения социально-психологического состояния семьи.
Путь совладания с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение соответственно его способностям.

Семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии имеет свои специфические нарушения: Нарушения социально-психологического состояния семьи.  Путь

Слайд 8Что нужно учитывать при работе с семьёй
Периодизация родительского

кризиса
Первый период связан с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Характером заболевания в основном определяется время, когда родители узнают о нем.
Что нужно учитывать  при работе с семьёй  Периодизация родительского кризиса  Первый период связан с

Слайд 9Периодизация родительского кризиса

Генетические отклонения (синдром Дауна)

становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а другие (глухота, нарушение речи и т.д.) не могут диагностироваться до тех пор, пока ребенок их не станет старше.
Периодизация родительского кризиса    Генетические отклонения (синдром Дауна) становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а

Слайд 10Периодизация родительского кризиса
Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью,

произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой болезни. Получение подтверждения серьезной или хронической проблемы здоровья в большинстве случаев вызывает кризис, и семья начинает активизировать имеющиеся ресурсы
Периодизация родительского кризиса  Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью, произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой

Слайд 11Периодизация родительского кризиса
Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы

жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней, той нормы, которая, известна для большинства здоровых детей определенного возраста. Тип и степень тяжести заболевания могут сыграть определяющая роль в формировании семейного поведения.
Периодизация родительского кризисаВторой период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают

Слайд 12Периодизация родительского кризиса
Третий период – достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы

и способа обучения. Родители убеждаются, что их ребенок нуждается в специальной программе. Этот период также может быть тяжелым для других детей в семье. В это время семья как бы «выходит на публику» и родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования ребенка. На этом этапе дети чаще всего представляются на ПМП комиссию.
Периодизация родительского кризисаТретий период – достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Родители убеждаются, что

Слайд 13Периодизация родительского кризиса
Четвертый период- переход ребенка в подростковый возраст.

Это наиболее острый период для детей, осознающих свою «беспомощность», «отвержение», трудности в обучении, особенно в ситуации определения (подтверждения) программы обучения.
Периодизация родительского кризисаЧетвертый период- переход ребенка в подростковый возраст.   Это наиболее острый период для детей,

Слайд 14Периодизация родительского кризиса
Пятый период – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная

переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание дефицита возможностей. Не обнадеживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу.
Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать заботу о своем ребенке.


Периодизация родительского кризисаПятый период – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание

Слайд 15В условиях ЦДК

семьи с детьми с нарушениями в развитии

наблюдаются до 18 лет. Работа с каждой семьёй индивидуальна, по личным запросам или направлениям образовательных, медицинских учреждений ( с целью уточнения образовательного маршрута).
В условиях ЦДК  семьи с детьми с нарушениями в развитии наблюдаются до 18 лет. Работа с

Слайд 16 Существуют общие типы реагирования родителей на известие об инвалидности ребенка.

Исходя из этого должна строится работа специалистов.

шок,
отрицание,
агрессия,
депрессия,
принятие.

Существуют общие типы реагирования родителей на известие об инвалидности ребенка. Исходя из этого должна строится работа

Слайд 17Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗ
Первой реакцией на рождение

больного ребенка является шок, «онемение», беспомощность, отсутствие какой бы то ни было реакции. Иногда рождение ребенка-инвалида порождает немыслимый ужас. По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызвало у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства.

Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗПервой реакцией на рождение больного ребенка является шок, «онемение», беспомощность,

Слайд 18Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗ
Цель психологической

помощи родителям детей с ОВЗ
Родитель «не слышит» специалистов в стадии шока. Для них наилучшим будет сопровождение родных, близких, тактильный контакт. Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока для перехода в другую стадию.
Фазы процесса адаптации семьи с ребёнком с ОВЗ  Цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ

Слайд 19вторая стадия отрицания
Эмоциональные переживания родителей. Внешне это проявляется как отрицание очевидного:

все неправда, произошла ошибка, обследование было проведено небрежно и т.д. Данный этап можно охарактеризовать как сопротивление горю
вторая стадия отрицанияЭмоциональные переживания родителей. Внешне это проявляется как отрицание очевидного: все неправда, произошла ошибка, обследование было

Слайд 20Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.
это механизм

психологической защиты:
активное несогласие, неверие, желание «не знать», отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий
Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. это механизм психологической защиты:  активное несогласие, неверие,

Слайд 21Наблюдались случаи, когда этот период растягивался на 10-16 лет.
Клиент просто

не воспринимает информацию. Убедить в обратном не представляется возможным. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз.
Наблюдались случаи, когда этот период растягивался на 10-16 лет. Клиент просто не воспринимает информацию. Убедить в обратном

Слайд 22Для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех

имеющихся средств.

выделяют две основные стратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» (бесчисленные консультации, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями) и «поиск чудесного исцеления»

Для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех имеющихся средств.  выделяют две основные

Слайд 23 Для второй фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается


В стадии отрицания не должны мешать родителю больного ребенка переживать эмоциональное состояние. Если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже если вы слушаете это все в сотый раз и вам самому тяжело) и поддержать.

Для второй фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается   В стадии отрицания

Слайд 24 Следующей является реакция агрессии – нападение
Поиск вины и виновного. Эта

реакция также является психологическим механизмом самозащиты, которая помогает разрядить накопившуюся напряженность. Агрессия направлена на внешнее окружение: виноват кто угодно - супруг, дальний родственник, врач, здравоохранение, нравы и т.д.
Следующей является реакция агрессии – нападениеПоиск вины и виновного. Эта реакция также является психологическим механизмом

Слайд 25 Следующей является реакция агрессии – нападение
обвинения бессмысленные, бездоказательные, несправедливые. Они

вызывают лишь встречную реакцию и конфликт. Родители обрушивают гнев на тех, кто еще вчера лечил, учил их ребенка. Подозрительность заставляет этих родителей писать жалобы, вступать в конфликты, подозревать в корысти. Иногда период агрессии длится недолго, но носит взрывоопасный характер.
Следующей является реакция агрессии – нападениеобвинения бессмысленные, бездоказательные, несправедливые. Они вызывают лишь встречную реакцию и

Слайд 26 Следующей является реакция агрессии – нападение
Агрессия может обратиться и внутрь,

превратиться в постоянное чувство собственной вины,
часто сопровождается поиском причин рождения больного ребенка в своем поведении.

Следующей является реакция агрессии – нападениеАгрессия может обратиться и внутрь, превратиться в постоянное чувство собственной

Слайд 27 Для третьей фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:


В стадии агрессии целесообразно дать клиенту «выплеснуться», либо разъяснять , что в данной ситуации нет виновных- ни ребёнок, ни родители, ни педагоги не виноваты в произошедшей ситуации (например, неуспеваемости ребёнка в школе)

Для третьей фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:   В стадии агрессии

Слайд 28 4 стадия - Период депрессии
По мере того как родители начинают принимать

диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются
в глубокую печаль. Наблюдаются идеи виновности, тревожность, скорби по желанному здоровому ребенку, беспомощность в вопросах воспитания и др.
4 стадия - Период депрессииПо мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его

Слайд 29 Период депрессии
Депрессивное состояние является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей

ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциолизируемости» его психического и физического дефекта



Период депрессииДепрессивное состояние является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него

Слайд 30 Для четвёртой фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:


В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание,
поддержать, найти новые смыслы существования , ресурсы семьи, поговорить о чувствах , которые испытывают родители

Для четвёртой фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:   В депрессивной стадии

Слайд 31Пятая стадия принятия,
характеризуется социально-психологической адаптацией всех членов семьи. Происходит принятие появления

больного ребенка как факт своей жизни, родители готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации.
Пятая стадия принятия,характеризуется социально-психологической адаптацией всех членов семьи. Происходит принятие появления больного ребенка как факт своей жизни,

Слайд 32пятая стадия – стадия принятия,
Показателями адаптации являются такие признаки, как
уменьшение

чувства печали,
усиление интереса к окружающему миру,
появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее.
пятая стадия – стадия принятия,Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему

Слайд 33 Для пятой фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ

заключается:

В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать родителей, обсуждать будущее ребёнка.

Для пятой  фазы цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается:   В стадии

Слайд 34Спонтанная адаптация семьи с ребёнком с ОВЗ
от нахождения высшего смысла в

происшедшем,
до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий.
Спонтанная адаптация семьи с ребёнком с ОВЗот нахождения высшего смысла в происшедшем, до стремления получить максимальные материальные

Слайд 35Родители создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми

более, чем другие

«Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».

Родители создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми более, чем другие «Я могу назвать

Слайд 36 Сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает

большинство семей с детьми с ОВЗ

Родители ее совершают в одиночку или с близкими людьми.
В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2 - 3 лет.
В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из стадий.

Сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает большинство семей с детьми с ОВЗ

Слайд 37 Необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей

с ребенком с ОВЗ

Психологическая помощь-это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента;
это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов

Необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей с ребенком с ОВЗПсихологическая помощь-это воздействие

Слайд 38 Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с

родителем.

На диагностико - консультативном приёме семьи с ребёнком, имеющим проблемы в развитии, учитываются такие факторы, как:
- отношение родителя к ребёнку (принимающее, отвергающее), их установки
- на каком этапе проживания стресса находятся родители,

Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с родителем.   На диагностико

Слайд 39 Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с

родителем.

- психоэмоциональное состояние родителей (от негативного «лучше будем плакать, чем согласимся на ПМП комиссию», до осознанного –«устали, видим, что надо изменить программу» и пр.),

Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с родителем.  - психоэмоциональное состояние

Слайд 40 Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с

родителем.

- исходя из этого – готовность семьи принимать комплексную помощь специалистов или игнорировать её, выполнять рекомендации или отрицать факт трудностей у ребёнка ( у старшего также было, а теперь учится хорошо»).

Предварительная диагностика ребёнка на ПМПК как этап консультативной работы с родителем.  - исходя из

Слайд 41 При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
- родители

могут утверждать, что им не говорили о необходимости оказывать комплексную психолого-педагогическую и медицинскую помощь . Таким образом, родители на первоначальном этапе не придают особого значения рекомендациям специалистов о трудностях ребёнка, объясняя это стеснительностью, проекциями собственного негативный опыт (« я тоже плохо учился, плохо говорил, а вырос нормальным»).

При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ  - родители могут утверждать, что им

Слайд 42 При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
-родители, отрицающие

трудности ребёнка на первоначальной встрече со специалистами, начинают осознавать малоэффективность материальных затрат на репетиторов, готовы осознавать проблемы ребёнка и свои собственные, получать поддержку ( «нет ничьей вины – ни родителя, ни учителя, ни ребёнка в трудностях его обучения и поведения»), могут быть выдержанными и терпимыми с детьми.

При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ  -родители, отрицающие трудности ребёнка на первоначальной

Слайд 43 При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ
Специалисты работают

и со страхами родителей («о ненормальности ребёнка 7 вида» – переориентация родителей на позитивное восприятие – «на возможность получения льгот от государства- бесплатных занятий с узкими специалистами, питании и пр.»),
- о необходимости особенного отношения к детям, рекомендованным обучаться по 8 виду (больше любви, принятия и поддержки ребёнку от родителей).
При повторном диагностико-консультационном приёме семей с детьми с ОВЗ  Специалисты работают и со страхами родителей

Слайд 44 Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ
нужно

оказать психологическую поддержку, рассказать о этапах проживания семьёй стрессовой ситуации ( ребёнок с ОВЗ):
1. «Нет ничьей вины в том, у ребёнка трудности»
2. Признание чувств родителя ( от агрессии до апатии) и необходимости их проживания, переориентация с поиска виновных до оказания долгой помощи и поддержки ребёнку.

Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ нужно оказать психологическую поддержку, рассказать о

Слайд 45 Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ
3. Нахождения

личностного смысла появления ребёнка с трудностями семье ( «Жизнь дана для радости»)
4. Переориентация родителей с собственных амбиций, неприятия ситуации («гордыни»), негативных чувств (агрессия, позор, вина и пр.) на другие смыслы появления ребёнка в их жизни ( например, на безусловную любовь, возможности приносить радость ребёнку, получать ощущение счастья от того, что делаешь его счастливым ).


Таким образом, на диагностико -консультационном приёме родителям детей с ОВЗ3. Нахождения личностного смысла появления ребёнка с

Слайд 46 Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,


 
Поиск новых путей развития ребенка, новых его возможностей.
повышение эффективности развития возможностей проблемного ребенка через определение адекватного образовательного маршрута,

Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,  Поиск новых путей развития ребенка,

Слайд 47 Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,


 
оптимизация самосознания и формирование новых жизненных ориентиров у его родителей,
чтобы гармонизировать их внутреннее состояние, обсудить будущие возможности социализации для ребенка.

Цель деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии,  оптимизация самосознания и формирование новых

Слайд 48      Эффективность оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, возрастает, если

диагностико-консультативная работа начинается на этапе раннего развития детей

 
Так, родители успевают прожить этапы совладания со стрессовой ситуацией, получить неоднократные рекомендации и поддержку специалистов ещё в дошкольный период, а затем и на протяжении школьного обучения [ 1 ]

      Эффективность оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, возрастает, если диагностико-консультативная работа начинается на этапе раннего

Слайд 49Диагностико-консультативного сопровождения специалистами «ЦППМиСП» семей, имеющих неорганизованных детей раннего возраста
На 1

этапе выявлялся уровень развития отдельных сфер, определялись причины тех или иных отставаний в развитии и пути их преодоления. Родителям давались рекомендации по нормам возрастного развития детей, отстающим от нормы детям – дополнительные консультации медицинских специалистов. Это помогло ко 2-му этапу диагностики более осознанно подойти к вопросам развития и воспитания детей.
Диагностико-консультативного сопровождения специалистами «ЦППМиСП» семей, имеющих неорганизованных детей раннего возрастаНа 1 этапе выявлялся уровень развития отдельных сфер,

Слайд 50Сравнительный анализ результатов обследования детей раннего возраста в г. Кунгуре (в

%) 1 и 2 этапов за 2012 год


Сравнительный анализ результатов обследования детей раннего возраста в г. Кунгуре (в %) 1 и 2 этапов за

Слайд 51Куда обращаться за помощью
Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА»
8-800-3-000-122
работает с 9.00

до 21.00
без выходных дней
Звонки со всех стационарных и сотовых телефонов бесплатны и конфиденциальны
Куда обращаться за помощью		Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА» 8-800-3-000-122 работает с 9.00 до 21.00 без выходных  дней

Слайд 52Благодарим за внимание
Источники
Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье. http://www.prosv.ru/ebooks/Levchenko_Psiholog_pomosh/5.html
http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44070_full.shtml [

Яковенко Т.Д.Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]

Благодарим за вниманиеИсточники Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье. http://www.prosv.ru/ebooks/Levchenko_Psiholog_pomosh/5.htmlhttp://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44070_full.shtml [ Яковенко Т.Д.Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть