Слайд 1Презентация
по дисциплине «Психология личности»
на тему «Психологическая помощь личности »
Выполнила студентка
2 курса,
группы
ЗФ-210-099-5-1
Голдырева Н.С.
Челябинск, 2017г.
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Слайд 2План
Понятие психологическая коррекция
Цель психологической коррекции
Признаки и задачи психокоррекции
Психологическое консультирование
Психотерапия
Психопрофилактика
Права и
обязанности психолога и клиента
Анализ личности в художественной литературе
Слайд 3Психокоррекция
совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически
здорового человека.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии:
· Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
· Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
· В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
· Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
· В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
· Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Слайд 4Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция
отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений.
Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности.
Слайд 5Психокоррекция характеризуется следующими признаками:
— Дискретность (означает влияние психолога на относительно независимые конкретные
составляющие внутреннего мира человека);
— Ориентация на возрастные нормы (т.е. ориентация на определенный контингент коррекционного воздействия — дети, подростки и т.д., или на использование соответствующих методик).
Задача психокоррекции формулируется зависимости от адресата (ребенок с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и трудности в пределах психологической нормы), а также содержания коррекционной работы (коррекция умственного или эмоционального развития, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов).
Слайд 6Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
По характеру направленности выделяют
коррекцию:
- симптоматическую;
- каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная)коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
Слайд 7По содержанию различают коррекцию:
познавательной сферы;
личности;
аффективно-волевой сферы;
поведенческих аспектов;
межличностных отношений:
внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
детско-родительских отношений.
Слайд 8По форме работы с клиентом различают коррекцию:
индивидуальную;
групповую:
в закрытой естественной группе (семья,
класс, сотрудники и т.д.);
в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
смешанную форму (индивидуально-групповую).
Слайд 9По наличию программ:
программированную; (Программа подбирается на основании предварительной беседы с больным, предоставляется ему для внимательного ознакомления, а затем эпизод за эпизодом обсуждается с психотерапевтом.)
импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
директивную; (активное воздействие на воображение в бодрствующем состоянии)
недирективную. (предоставляется свобода выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия)
Слайд 10По продолжительности:
сверхкороткую (сверхбыструю);
короткую (быструю);
длительную;
сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение
актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
Слайд 11По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
общую;
частную;
специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка,
нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Слайд 12Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с
клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Слайд 13Психокоррекционная ситуация
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной
работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.
Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.
Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Слайд 14Принципы психокоррекционной работы
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
Принцип единства диагностики и
коррекции.
Принцип нормативности развития.
Принцип коррекции "сверху вниз".
Принцип коррекции "снизу вверх".
Принцип системности развития психической деятельности.
Деятельностный принцип коррекции.
Слайд 15Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как
особого вида практической деятельности психолога.
Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Принцип коррекции "сверху вниз". Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Принцип коррекции "снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.
Слайд 16Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной
работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Слайд 17Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы
и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.
Слайд 18Анализ личности в художественной литературе.
Многие писатели, как известно, являются превосходными психологами.
Будучи весьма наблюдательными, они обладают способностью проникновения во внутренний мир человека. К тому же их литературный дар помогает облечь увиденное и воспринятое в прекрасную языковую форму. Перед нами предстают не отвлеченные рассуждения, а конкретные образы людей с их мыслями, чувствами, поступками. Писатели не всегда, конечно, предлагают решения поставленных проблем, предоставляя свободу для различных толкований. Порой причины поведения того или иного персонажа так и остаются нераскрытыми. И все же мотивы какого-либо поступка или поведения, хотя бы приблизительно, должны возникнуть в сознании читателя, в противном случае действия героев могут показаться странными, надуманными и потерять всякий психологический интерес.
Слайд 19Проанализируем психологические проявления личности на Гамлете.
Поведение Гамлета можно попытаться объяснить исходя
из структуры его личности. В лице Гамлета перед нами личность безусловно интровертированная. Он даже друзьям весьма скупо приоткрывает свой внутренний мир. Этой чертой определяется линия его поведения, его постоянные колебания: с одной стороны, намерение отомстить за отца, с другой - его нежелание предпринять конкретные шаги в этом направлении. Об этических соображениях Гамлета едва ли приходится говорить, если уж он не задумываясь отдает в руки палача Розенкранца и Гильденстерна. Бросается в глаза склонность принца датского постоянно предаваться раздумьям.
Слайд 20Ярче всего это представлено в знаменитом монологе, который начинается словами: "Быть
или не быть - таков вопрос".
Далее следует:
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным
И начинанья, вознесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия.
Великая склонность мыслить, взвешивать служит Гамлету помехой к принятию решений, которые диктуются конкретными фактами, иными словами, "налет мысли бледной" препятствует его активности.
Интровертированность не только Гамлета, но и многих людей лишает радости принятия решения.
Слайд 21Интровертированность - индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в
необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу.
В данном случае Гамлету нужна психокоррекция.
Слайд 22Литература
Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. С. 286.
Алексеева Е.А., Выбойщик И.В.,
Паршукова Л.П. Акцентуации характера Челябинск. Изд. ЮУрГУ, 2002.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.,1994.
Бурлачук Л. Ф. . Психодиагностика: Учебник для вузов /— СПб.: Питер, 2003.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.СПб.: Питер Ком, 1999.
Дуткевич Т.В, Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. — Киев, 2010
Коржова Е. Ю. Психология личности в художественной литературе. Журнал «Известия» РГПУ им. А.И. Герцена, выпуск №100, 2009.
Маринчева Л. П. ,Злоказова М. В. Психотерапия. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.
Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Москва, 1999.
Интернет ресурсы:
http://psyera.ru/4473/psihoprofilaktika
http://www.womenhealthnet.ru/psychiatry/5312.html
http://eshipilova.ru/contract/