Слайд 1«Эмоции - это ветер, который надувает парус судна. Он может привести
корабль в движение,
а может потопить его…».
Вольтер
Слайд 2Стресс – это хорошо, это даже бодрит!
Для преодоления испытаний у человека
есть универсальный механизм – стресс.
Коротко говоря – это выброс адреналина и других стимуляторов организма.
Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все!
Многие любят это состояние напряжения, соревнования и даже опасности, стремятся к ним – спортсмены, например, люди опасных профессий.
Слайд 3От чего зависит успех на экзамене? Следующая составляющая…
Важным критерием успеха на
экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что.
Слайд 4Нервы мешают?
Сейчас тебе важно разобраться, насколько ты можешь полагаться на свои
нервы и на способность успешно использовать или преодолевать стресс?
Вариантов всего-то два:
Первый: У тебя крепкие нервы и ты можешь на них рассчитывать на протяжении всех ОГЭ. В этом случае мы объясним тебе, как их мобилизовать и дальше не мешать им правильно работать.
Второй: Нервы слабы, и возникает чувство, что они могут подвести в любой момент. А в этом случае мы объясним тебе, как их готовить к испытаниям и повышать твои способности в ситуации стресса.
Слайд 5Первый вариант: У тебя крепкие нервы.
Если ты узнаешь себя в большинстве
из приведенных ниже характеристик, считай, что твои нервы – как раз крепкие.
С детства ты не боялся (-лась) риска, а рискуя – даже нравился (-лась) себе!
Всегда интересовался (-лась) окружающим миром, многое облазил и исследовал (-ла).
Уже к концу младших классов школы учился (-лась) самостоятельно, почти без помощи родителей.
Дальше в 5-7-х классах твоя успеваемость не снизилась или даже улучшалась.
Тебе были интересны самые разные ситуации испытания способностей, знаний, умений, силы и смелости, а «предстартовые» волнения были тебе приятны.
Слайд 6 Экзамены и подготовка к ним были для тебя привычным делом.
На самих
контрольных и экзаменах ты был (-ла) радостно возбужденным (-ной), делался (-лась) более собранным (-нной), а мышление и сообразительность ускорялись.
Тебе было радостно делиться с родителями, одноклассниками и друзьями своими достижениями, в том числе и в учебе, помогать им в подготовке к экзаменам.
Неудачи на экзаменах по-хорошему злили, после них хотелось «выступить» лучше; никогда не думал (-ла) о себе как о потерянном или неполноценном человеке.
Слайд 7Первый вариант: У тебя крепкие нервы.
Если ты с крепкими нервами, твоя
текущая задача – мобилизуй свои мозги и дальше не мешай им работать!
Слайд 8
Ты - сам себе психотерапевт.
Каждый человек имеет массу способов мобилизовывать себя
и преодолевать трудности, возникших у него на основе жизненного опыта.
Сначала определи свой потенциал достижений.
Перед самим началом подготовки к ОГЭ вспомни все свои достижения в учебе и
в любых самостоятельных делах
И почувствуй себя в каждом из них.
Эти состояния называют
«Я победитель!». Похвали себя
за каждое из них. Далее на
протяжении всей подготовки к
ОГЭ думай и поступай как победитель!
Слайд 9Волевая мобилизация
Тренируй свою способность к волевой мобилизации.
Проанализируй способы, какими ты
начинал успешные для себя дела и поддерживал себя при возникновении препятствий - что говорил себе, какие вызывал настроения, какие отдавал себе приказы о начале дела.
Составляй план действий на каждый следующий день, а также - на случай возникновения препятствий.
Представь, что бы делали в твоей ситуации твои любимые герои из книг и фильмов, или авторитетные для тебя взрослые, и поступай также - они не подведут!
Слайд 10Слабые нервы - как это выглядит?
С детства ты помнишь, как тебе
было страшно оставаться в одиночестве, в темноте, были страхи животных, высоты, незнакомых людей и ситуаций.
В школе возникали страхи проявить себя, начать какое-нибудь дело, отвечать на уроке, особенно - у доски, страх допустить ошибку.
В трудных ситуациях или ожидая их, ты пытался избежать
их. Например, домашние уроки оттягивал под любым
предлогом.
Переживал любые неудачи
так сильно, что оценки ухудшались,
или, наоборот, пропадало желание
их улучшить, возникало неверие в себя.
Слайд 11Слабые нервы - как это выглядит?
На контрольных и экзаменах переживания настолько
ухудшали мышление («ничего не соображал »), что не решались даже и те задачи, которые на обычных уроках решались без труда.
Ты пытался скрывать от родителей свои неудачи в учебе, даже привирать.
У тебя были трудности в учебе, а успеваемость ухудшалась - в 3-4-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.
Были периоды длинной в учебный год и больше, когда интерес к учебе пропадал, было неохота ходить в школу (до прогулов!) и не хотелось готовить уроки дома.
Слайд 12Развивай свою организованность и волю.
Будни и выходные - организуй и все
возьми под контроль!
Для этого веди деловой дневник/ежедневник.
Старайся планировать вообще все - время занятий, отдыха, еды, общения, даже развлечений.
Принцип: что накануне спланировано, то сегодня сделано!
Слайд 13Развивай в себе психологию успеха!
Планируй достижения на каждый день. К достижениям
может относиться конкретная оценка по конкретному предмету: учись готовить отдельные уроки так, чтобы назавтра получить на них планируемый результат - «четверку» или «пятерку».
Учись поддерживать себя в делах (в школе, что дома, что за их пределами). Для этого при завершении каждого дела найди небольшое время (буквально минуту!) на три взаимосвязанных и очень важных для тебя упражнения.
Слайд 14Развивай в себе психологию успеха!
Первое: похвали себя за успешное дело и
за то, что в нем понравился себе.
Второе: проанализируй, как ты поступал, чтобы сделать дело, и какие новые навыки в тебе возникли в результате него.
К таким навыкам могут, например, относиться следующие: Самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела. Непрерывные самоободрения.
Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них.
Третье: используй новый опыт организации дела - для организации уже ближайших следующих дел.
Слайд 15Развивай свою устойчивость к стрессам.
Проанализируй свои способы преодоления стрессов в ситуациях,
когда тебе удалось подготовиться к ситуации испытания или преодолеть переживания после нее.
К приемам преодоления стресса при подготовке к испытанию в твоем возрасте относятся: определение, какой смысл имеет для тебя предстоящее тебе дело; детальное планирование предстоящего дела с вариантами действий в случае помех или неудачи; написание «шпаргалок» - конечно, не для попытки их пронести на экзамен, а для тренировки памяти и верных текстов ответов;
Слайд 16Тренируй свою способность учиться.
Попробуй самостоятельно планировать себе успехи в учебе в
школе.
Начни с тех предметов, по которым у тебя и без того неплохие оценки, и улучши успеваемость по ним на балл.
Если месяц такой тренировки даст результат, перейди к такой же тренировке успеваемости, но уже по предметам для ОГЭ и для поступления в намеченный институт.
Если и это тебе удастся, продолжай так непосредственно до ЕГЭ.
Слайд 17Тренируй свою способность учиться.
Обязательно посещай консультации учителей, ходи на них, честно
говори обо всем, что тебе неясно, старайся понять материал.
Если же самостоятельная тренировка
способности учиться не дает результата
(или тебе даже не хочется ею
заниматься!), надо честно
признать, что тебе нужна
помощь эффективных
специалистов.