Слайд 1 Психологическая безопасность ребёнка
В ШКОЛЕ
(с точки зрения взаимоотношений в детском коллективе)
Подготовила:
учитель начальных классов
Дмитриева Я.В.
Слайд 2Психологическая безопасность - это состояние защищенности психической деятельности человека.
Слайд 3Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищённости школьника от угроз
его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Слайд 4Почему некоторых детей не принимает коллектив? Казалось бы, такой общительный ребенок
дома - и вдруг такой одинокий в школе. Но тот ребенок, которого родители каждое утро кормят завтраком, а вечером целуют перед сном, может восприниматься одноклассниками совсем не так…
Школа – это дети, и только дети. На перемене коридор наполняется бегущей толпой, но кто-то стоит в стороне от общего гула. Отвергнутые – это те, с которыми не хочет дружить никто вообще, с которыми не желают иметь общих интересов, хотя они в свою очередь тянуться к коллективу. В семье ребенок, как правило, находиться в обстановке полной любви и родители любят его уже за то, что он есть… Но группа сверстников судит строже. «Ябеда», «зубрилка», «дурак», «подлиза», «маменькин сынок» - отвергнутого обязательно отнесут к какой-то из этих групп, наделив обидным прозвищем. Ведь дети за версту чувствуют разницу между «нормальными», составляющими большинство, и тем, кто выбивается из общего ряда.
Слайд 5Дети, находящиеся в зоне риска психологической безопасности в школе
Слайд 6 «Дурак» … Любой класс единодушно отвергает того, кого Бог обидел
интеллектом. Над ним могут смеяться на перемене, но с началом урока внимание одноклассников переключается на более достойный объект. Таким рисовали и рисуют тройки, они сидят на последних партах, а потом сверстники перестают смеяться и предпочитают просто его не замечать.
Слайд 7 «Зубрилы»…это те, кто ни за что не хочет делиться знаниями
с остальными. Они не расстаются с книжками и всегда поднимают руку для ответа. Но попробуй у них спроси списать домашнее задание! Как бы не так! Обольют холодным презрением, скажут: «Сам должен делать!». Просить у них быстро перестают, но и по другим вопросам обращаться не будут.
Слайд 8«Подлизы»..это классические маленькие Чичиковы, умеющие лебезить и прислуживать: они и доску
лишний раз вытрут и шоколадку на стол подложат. И улыбаются они всегда так сладко, что «нормальному» ребенку просто тошно делается.
Слайд 9«Психованный».. это дети эмоционально неустойчивые, не умеющие владеть собой. Они начинают
либо громко плакать, либо в злобе швырять книжки и тетрадки. Поскольку реакция такого «психа» непредсказуема, дети предпочитают не рисковать и в контакт не вступать.
Слайд 10«Вечно больной»… соответствующие отношение в классе формируется, если ребенок часто и
подолгу болеет. Класс отвергает их, потому что не видят их и преспокойно без них обходиться.
Слайд 11Какие же «человеческие» качества
любят сверстники?
На втором месте стоят честность
(порядочность по отношению к сверстникам, но сказать неправду взрослым не считается зазорным), справедливость, ответственность (скорее к учебе, чем к людям) и отважность.
На первом месте – доброта (умение делиться), сердечность (сочувствие всему живому, в том числе и дворовым кошкам с собаками), искренность (честность со всеми и во всем), веселость и уравновешенность.
Слайд 12Когда бить тревогу?
Ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает
полное безразличие по этому поводу.
Он тревожный, замкнутый, а на его теле можно обнаружить синяки и следы от щипков.
Обычно разговорчивый в семье, ребенок замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.
Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость. Но со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях.
Домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости.
Слайд 13Что делать родителям?
Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что
в вашем понятии совершенно неделимо. А для этого никогда не говорите: «Не отдавай никому свой банан, а то до обеда останешься голодным». Просто дайте ему лишний – пусть поделиться (или уж не давайте ничего). Положите ему в пенал лишнюю ручку, объясните – вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь. Доброта детям запоминается больше в мелочах.
Слайд 14Не надо сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей,
учителей и знакомых. Старайтесь больше рассказывать ему о каждом из них что-нибудь хорошее, оправдывайте недостатки. Так вы научите ребенка быть душевным.
Слайд 15Не будьте равнодушны. Подкормите вместе дворовую собаку или синичку за окном,
погладьте по голове чужого малыша, плачущего в песочнице. Вы научите ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других – и он станет сердечным.
Слайд 16Веселость – это не признак легкомыслия. Не заставляйте детей быть слишком
серьезными – пусть учатся смотреть на мир с юмором! А чтобы развить этот дар – есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы и детские анекдоты.
Слайд 17Берегите нервную систему ребенка, она так уязвима! Сбросив на него свои
отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные отрицательные заряды разряжает на других – и от «спокойности» не остается ни следа. Контролируйте свои эмоции – тогда ребенок научиться контролировать свои.