Презентация, доклад Психологическая безопасность образовательной среды

Содержание

«Душа печальная хотела, Помочь другим, но не сумела.Совсем уж было собраласьОставить мир, но вновь стерпела.Задумалась и унесласьВ воспоминаниях тревожных К истокам тяжести своей: Как это было?

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Автор-составитель:
педагог-психолог

«Регионального социопсихологического центра» Мендаева
Дания Джавитовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫАвтор-составитель:педагог-психолог

Слайд 2







«Душа печальная хотела,
Помочь другим, но не сумела.
Совсем уж было собралась
Оставить

мир, но вновь стерпела.
Задумалась и унеслась
В воспоминаниях тревожных
К истокам тяжести своей:
Как это было? Что могло её так ранить тяжело?
Откуда боль, стыд, гнев и ярость?
Бессилье, страх, печаль в глазах?
Неужто с детства всё осталось?»…

«Душа печальная хотела, Помочь другим, но не сумела.Совсем уж было собраласьОставить мир, но вновь стерпела.Задумалась и унесласьВ

Слайд 3
Актуальность


снижение качества знаний, уровня дисциплины, здоровья обучающихся; возникновение девиаций…

В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственное значение.
Анализ состояния безопасности образовательных учреждений в России показывает недостаточный уровень ее обеспечения. В результате – возникновение ряда угроз, негативно влияющих на функционирование образовательных учреждений:
Актуальность снижение качества знаний, уровня дисциплины, здоровья обучающихся; возникновение девиаций…    В современных условиях становится

Слайд 4
«Каждое третье правонарушение среди подростков - это
результат нереализованных

или ущемленных прав подростков
в школе».
Правозащитник
Андрей Владимирович Бабушкин
«Каждое третье правонарушение среди подростков - это результат нереализованных или ущемленных прав подростков в школе». Правозащитник

Слайд 5


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Среда – «совокупность условий, обстоятельств,
окружающая индивида обстановка…»
Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения.
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования – как сферы социальной жизни, среды – как фактора образования.
(В.И. Слободчиков)


Слайд 6
Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения

можно считать такую среду, в которой

большинство
участников имеют положительное
отношение к ней (высокий уровень удовлетворенности
характеристиками среды
и защищенности от
психологического насилия
во взаимодействии).
Психологически безопасной образовательной средой образовательного учрежденияможно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к

Слайд 7 Структура образовательной среды образовательного учреждения

КОМПОНЕНТЫ:
1. Пространственно-семантический

2. Содержательно-методический

3. Коммуникационно - организационный

Структура образовательной среды образовательного учреждения  КОМПОНЕНТЫ:1. Пространственно-семантический2. Содержательно-методический3. Коммуникационно - организационный

Слайд 8



1. Пространственно-семантический компонент включает:
- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;

-

символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
1. Пространственно-семантический компонент включает:- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;- символическое пространство школы (символика, атрибуты,

Слайд 9
2. Содержательно-методический компонент включает:
содержательную сферу

(концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования);

технологии, формы, методы организации
жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, структуры управления и самоуправления и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает: содержательную сферу

Слайд 10

3. Коммуникационно-организационный компонент включает:

- особенности субъектов образовательной среды;

- коммуникационную сферу;

организационные условия
(особенности

управленческой культуры).
3. Коммуникационно-организационный компонент включает:- особенности субъектов образовательной среды;- коммуникационную сферу;организационные условия (особенности управленческой культуры).

Слайд 11Психологическая безопасность
состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее

участников.

Модель психологически безопасной образовательной среды включает:

защищенность от психологического насилия;

2. референтную (связующую) значимость окружения;

3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
(И.А. Баева)
Психологическая безопасностьсостояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников. Модель психологически безопасной образовательной среды

Слайд 12


Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

(И.А. Баева)
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды  (И.А. Баева)

Слайд 13
Угрозы психологической безопасности образовательной среды

1. Психологическое

насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды     1. Психологическое насилие в процессе взаимодействияПсихологическое насилие -

Слайд 14Формы психологического насилия
Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)…

Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, игнорирование основных нужд и потребностей ребёнка);

Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания).

Формы психологического насилияПсихологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)… Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные

Слайд 152. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности

и нормы школы, стремится «покинуть» школу

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью;
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учрежденияСледствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу3.

Слайд 16
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие – профессиональная деформация;

угроза психическому здоровью.

5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении

Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного процесса.
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учрежденияСледствие – профессиональная деформация;

Слайд 17

«Находиться в школе ребенку
должно быть комфортно –
и психологически, и

физически».

(Из Послания Д.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 05 ноября 2008 г.)

«Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически».

Слайд 18СТАТИСТИКА И ФАКТЫ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНОНИМНОГО ОПРОСА
В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


«46% опрошенных учителей используют
авторитарные методы; или используют «тотально-агрессивно-обвинительную позицию по отношению к обучающимся;

15% опрошенных учителей используют психологическое насилие в отношении детей».

СТАТИСТИКА И ФАКТЫПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНОНИМНОГО ОПРОСА В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  «46% опрошенных учителей используют

Слайд 19
Возможности возникновения неблагоприятных и нежелательных

последствий деятельности субъектов

Риски, связанные с семьей:
- изменение состава семьи – 25%;
- патологии личности родителей – 20%;
- развод – 20%;
- завышенные требования к ребенку – 15%;
- пьянство (алкоголизм) – 15%;
- невнимание к ребенку – 15%;
- смерть одного из родителей – 15%;
- плохая забота о ребенке – 15/%;
- семейные конфликты – 10%;
- педагогическая некомпетентность – 10%;
- неполная семья – 10%;
- изменение социального и материального статуса семьи- 10%;
- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни-10%.

Возможности возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности субъектов

Слайд 20


Риски, связанные с ребенком:

- отклонение от нормы

психического и физического развития – 60%;
- низкая мотивация – 35%;
- трудности адаптации – 30%;
- высокий уровень агрессии – 20%;
- педагогическая запущенность – 20%;
- учебная перегрузка – 20%;
- личностные особенности – 10%;
- страхи, тревожность – 10%.
Риски, связанные с ребенком:- отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;-

Слайд 21



Риски, связанные с учителем:
- эмоциональное

выгорание – 55%;
- некомпетентность – 30%;
- низкий уровень мотивации – 20%;
- низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;
- большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;
- большая наполняемость классов – 10%;
- повышенная ответственность, тревожность – 10%;
- пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;
- негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;
- завышенная требовательность – 5%;
- грубость, безразличие – 5%;
- неудовлетворенность социальным статусом – 5%;
- негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
Риски, связанные с учителем:- эмоциональное выгорание – 55%;- некомпетентность –

Слайд 22

Риски, связанные с особенностями школьных

взаимоотношений в диадах –

ребенок-ребенок:

нарушение межличностных отношений – 35%;

- насилие, нетерпимость – 30%;

низкая коммуникативная компетентность – 35%;

деление на лидеров и изгоев – 10%;

соперничество – 10%.


Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах –

Слайд 23


ребенок-взрослый:
отсутствие доверительных отношений – 20%;

отсутствие психологической поддержки

– 20%;

авторитарность – 20%;

незащищенность ребенка – 10%;

жестокость, безразличие – 10%;

самоутверждение за счет ребенка – 10%;

предвзятость, субъективизм – 5%;

- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.
ребенок-взрослый:отсутствие доверительных отношений – 20%;отсутствие психологической поддержки – 20%;авторитарность – 20%;незащищенность ребенка –

Слайд 24



взрослый-взрослый:

- соперничество – 15%;
- несогласованность педагогических позиций – 15%;
- неумение сотрудничать,

недоверие друг к другу – 10%;
- некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;
- психические болезни – 5%;
- последствия эмоционального выгорания – 5%;
- взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
взрослый-взрослый:- соперничество – 15%;- несогласованность педагогических позиций – 15%;- неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;-

Слайд 25


Риски, связанные с управлением школой
- отсутствие команды

единомышленников в администрации – 10%;
- неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;
- формализм, закрытость администрации – 5%;
- введение инноваций – 5%;
- процедура аттестации – 5%;
- изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;
- нездоровая соревновательность – 5%;
- отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
Риски, связанные с управлением школой- отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;- неадекватность

Слайд 26


Риски, связанные с организацией

учебно-воспитательного процесса:

- большой объем учебной нагрузки – 20%;
- не рецензируемые учебники – 20%;
- невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психоэмоциональные перегрузки учащихся–20%;
завышенные требования при аттестации –15%;
- сложность учебных программ – 15%;
- излишняя рационализация образования – 10%;
необходимость адаптации учебно-
воспитательных программ – 10%;
- введение новых предметов – 10%;
- модернизация образования – 10%;
- недостаток развивающих программ – 10%.

Риски, связанные с организацией       учебно-воспитательного процесса:- большой

Слайд 27
Ученый, детский врач
С.Я. Долецкий ввел
в научный оборот

специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми».
Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, в семье и в обществе

Врачи заявляют о существовании заболевания детей, вызванного характером обращения с ними в школе –дидактогенные неврозы
(35-40% из числа всех детских неврозов).

Известные факты

Ученый, детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот   специальный термин – «синдром опасного обращения

Слайд 28
Условия организации безопасной образовательной среды в школе
- целенаправленное профессиональное влияние на

формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений участников образовательного процесса;

- адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы
(личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
Условия организации безопасной образовательной среды в школе- целенаправленное профессиональное влияние на формирование безопасной образовательной среды школы, на

Слайд 29
активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного

дня в школе;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, управленцев, родителей, а также – самих детей.
активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе; - эффективное применение

Слайд 30
ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" РФ, ПУНКТ 6, СТАТЬЯ 15 ГЛАСИТ:


"ДИСЦИПЛИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УВАЖЕНИЯ,

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ, ПЕДАГОГОВ. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО

ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКАМ

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ»…

ЗАКОН

Слайд 31







Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть