Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Автор-составитель:
педагог-психолог
«Регионального социопсихологического центра»
Мендаева
Дания Джавитовна
Слайд 2
«Душа печальная хотела,
Помочь другим, но не сумела.
Совсем уж было собралась
Оставить
мир, но вновь стерпела.
Задумалась и унеслась
В воспоминаниях тревожных
К истокам тяжести своей:
Как это было? Что могло её так ранить тяжело?
Откуда боль, стыд, гнев и ярость?
Бессилье, страх, печаль в глазах?
Неужто с детства всё осталось?»…
Слайд 3
Актуальность
снижение качества знаний, уровня дисциплины, здоровья обучающихся; возникновение девиаций…
В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственное значение.
Анализ состояния безопасности образовательных учреждений в России показывает недостаточный уровень ее обеспечения. В результате – возникновение ряда угроз, негативно влияющих на функционирование образовательных учреждений:
Слайд 4
«Каждое третье правонарушение среди подростков - это
результат нереализованных
или ущемленных прав подростков
в школе».
Правозащитник
Андрей Владимирович Бабушкин
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Среда – «совокупность условий, обстоятельств,
окружающая индивида обстановка…»
Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения.
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования – как сферы социальной жизни, среды – как фактора образования.
(В.И. Слободчиков)
Слайд 6
Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения
можно считать такую среду, в которой
большинство
участников имеют положительное
отношение к ней (высокий уровень удовлетворенности
характеристиками среды
и защищенности от
психологического насилия
во взаимодействии).
Слайд 7
Структура образовательной среды образовательного учреждения
КОМПОНЕНТЫ:
1. Пространственно-семантический
2. Содержательно-методический
3. Коммуникационно - организационный
Слайд 8
1. Пространственно-семантический
компонент включает:
- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;
-
символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
Слайд 9
2. Содержательно-методический компонент включает:
содержательную сферу
(концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования);
технологии, формы, методы организации
жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, структуры управления и самоуправления и др.).
Слайд 10
3. Коммуникационно-организационный
компонент включает:
- особенности субъектов образовательной среды;
- коммуникационную сферу;
организационные условия
(особенности
управленческой культуры).
Слайд 11Психологическая безопасность
состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее
участников.
Модель психологически безопасной образовательной среды включает:
защищенность от психологического насилия;
2. референтную (связующую) значимость окружения;
3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
(И.А. Баева)
Слайд 12
Структурная модель
психологически безопасной образовательной среды
(И.А. Баева)
Слайд 13
Угрозы психологической безопасности образовательной среды
1. Психологическое
насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы.
Слайд 14Формы психологического насилия
Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)…
Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, игнорирование основных нужд и потребностей ребёнка);
Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания).
Слайд 152. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности
и нормы школы, стремится «покинуть» школу
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью;
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Слайд 16
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие – профессиональная деформация;
угроза психическому здоровью.
5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Следствие – неэффективность психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Слайд 17
«Находиться в школе ребенку
должно быть комфортно –
и психологически, и
физически».
(Из Послания Д.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 05 ноября 2008 г.)
Слайд 18СТАТИСТИКА И ФАКТЫ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНОНИМНОГО ОПРОСА
В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
«46% опрошенных учителей используют
авторитарные методы; или используют «тотально-агрессивно-обвинительную позицию по отношению к обучающимся;
15% опрошенных учителей используют психологическое насилие в отношении детей».
Слайд 19
Возможности возникновения неблагоприятных и нежелательных
последствий деятельности субъектов
Риски, связанные с семьей:
- изменение состава семьи – 25%;
- патологии личности родителей – 20%;
- развод – 20%;
- завышенные требования к ребенку – 15%;
- пьянство (алкоголизм) – 15%;
- невнимание к ребенку – 15%;
- смерть одного из родителей – 15%;
- плохая забота о ребенке – 15/%;
- семейные конфликты – 10%;
- педагогическая некомпетентность – 10%;
- неполная семья – 10%;
- изменение социального и материального статуса семьи- 10%;
- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни-10%.
Слайд 20
Риски, связанные с ребенком:
- отклонение от нормы
психического и физического развития – 60%;
- низкая мотивация – 35%;
- трудности адаптации – 30%;
- высокий уровень агрессии – 20%;
- педагогическая запущенность – 20%;
- учебная перегрузка – 20%;
- личностные особенности – 10%;
- страхи, тревожность – 10%.
Слайд 21
Риски, связанные с учителем:
- эмоциональное
выгорание – 55%;
- некомпетентность – 30%;
- низкий уровень мотивации – 20%;
- низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;
- большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;
- большая наполняемость классов – 10%;
- повышенная ответственность, тревожность – 10%;
- пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;
- негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;
- завышенная требовательность – 5%;
- грубость, безразличие – 5%;
- неудовлетворенность социальным статусом – 5%;
- негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
Слайд 22
Риски, связанные с особенностями школьных
взаимоотношений в диадах –
ребенок-ребенок:
нарушение межличностных отношений – 35%;
- насилие, нетерпимость – 30%;
низкая коммуникативная компетентность – 35%;
деление на лидеров и изгоев – 10%;
соперничество – 10%.
Слайд 23
ребенок-взрослый:
отсутствие доверительных отношений – 20%;
отсутствие психологической поддержки
– 20%;
авторитарность – 20%;
незащищенность ребенка – 10%;
жестокость, безразличие – 10%;
самоутверждение за счет ребенка – 10%;
предвзятость, субъективизм – 5%;
- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.
Слайд 24
взрослый-взрослый:
- соперничество – 15%;
- несогласованность педагогических позиций – 15%;
- неумение сотрудничать,
недоверие друг к другу – 10%;
- некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;
- психические болезни – 5%;
- последствия эмоционального выгорания – 5%;
- взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
Слайд 25
Риски, связанные с управлением школой
- отсутствие команды
единомышленников в администрации – 10%;
- неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;
- формализм, закрытость администрации – 5%;
- введение инноваций – 5%;
- процедура аттестации – 5%;
- изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;
- нездоровая соревновательность – 5%;
- отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
Слайд 26
Риски, связанные с организацией
учебно-воспитательного процесса:
- большой объем учебной нагрузки – 20%;
- не рецензируемые учебники – 20%;
- невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психоэмоциональные перегрузки учащихся–20%;
завышенные требования при аттестации –15%;
- сложность учебных программ – 15%;
- излишняя рационализация образования – 10%;
необходимость адаптации учебно-
воспитательных программ – 10%;
- введение новых предметов – 10%;
- модернизация образования – 10%;
- недостаток развивающих программ – 10%.
Слайд 27
Ученый, детский врач
С.Я. Долецкий ввел
в научный оборот
специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми».
Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, в семье и в обществе
Врачи заявляют о существовании заболевания детей, вызванного характером обращения с ними в школе –дидактогенные неврозы
(35-40% из числа всех детских неврозов).
Известные факты
Слайд 28
Условия организации безопасной образовательной среды в школе
- целенаправленное профессиональное влияние на
формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений участников образовательного процесса;
- адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы
(личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
Слайд 29
активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного
дня в школе;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, управленцев, родителей, а также – самих детей.
Слайд 30
ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" РФ,
ПУНКТ 6, СТАТЬЯ 15 ГЛАСИТ:
"ДИСЦИПЛИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УВАЖЕНИЯ,
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ, ПЕДАГОГОВ. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ
ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО
ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКАМ
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ»…