Слайд 1
Возрастные особенности школьников: кризисы развития.
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 43 Сальникова Е.М.
Слайд 2Что такое возрастные кризисы?
Это временные проявления изменения психологического отношения человека к
окружающей действительности, к себе.
Это явление физиологически и психологически нормальное, которое возникает у всех людей.
Как правило, подобного рода явления носят негативный характер и могут проявляться в стрессе, депрессии, агрессии, фобии, тревоги, болезнях и т.п.
Слайд 3Что такое возрастные кризисы?
Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в
воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не являются чем-то значимым.
В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, затягиваются на 2-3 года.
Слайд 4Роль возрастных кризисов?
Способствуют непосредственному развитию личности, у которой меняются жизненные ценности,
задачи и цели.
Плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды.
Требует корректного и грамотного отношения окружающих или специалистов!!!
Слайд 5Роль возрастных кризисов
Возрастные кризисы личности имеют решающее значение именно в детском
возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики.
Благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, здорового эгоизма, чувства собственной компетентности и социальной значимости.
Слайд 6Негативные социальные факторы,
влияющие на развитие современного ребенка
- Маркетизация, этика рынка,
усиливающая ориентацию детей на потребление
Медикализация
- Низкий уровень развития родительской мотивации
«Наследование» опыта семейных неудач и
родительской неэффективности, некомпетентности
Милитаризация детских развлечений и развитие компьютерных игр
- Приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста = плохая организация досуга детей = отсутствие режима
Слайд 7Следствия влияния негативных факторов
Нежелание взрослеть
Недоверие к окружающему миру, особенно
к миру взрослых = инфантильность
Низкая коммуникативная компетентность у детей = одиночество
Повышенный уровень тревожности, страхов, агрессивности, эмоциональная ранимость = психическая неустойчивость
Снижение роли семьи в воспитании ребёнка
Сниженный контроль за собственным поведением и формирование зависимостей
Противопоставление себя окружающему миру, эгоцентризм
Слайд 8 Особенности развития современного ребенка:
Школьники.
недостаточная социальная компетентность детей школьного возраста
беспомощность в отношениях со сверстниками
неспособность разрешать простейшие конфликты
обеднение и ограничение общения детей
аффективная напряженность
на первый план у современных подростков выходят наряду с РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ, свой особый поиск смысла жизни
отмечаются серьёзные изменения в динамике культурных и общественных ценностных ориентаций школьников:
Начиная с 2007г. на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации
эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать − занимают последние места в этой иерархии
Слайд 9
Смещение возрастных границ детства
Первый скачок (предподростковый),
приходится не на старший
дошкольный возраст = 6 – 6,5 лет, а на 7 – 8 лет, т.е. на младший школьный возраст
Второй скачок (пубертатный),
связанный с процессом полового созревания, отодвинулся с пятого – седьмого (20-30 лет назад)
на восьмой – девятый класс для девочек
и девятый – десятый класс для мальчиков
Слайд 10Главная задача младшего школьника:
Произвольность – самоконтроль!!!
Принять авторитет учителя!!!
Быть положительно признанным
учителем!!!
Быть компетентным в учёбе!!!
В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ:
Учебная некомпетентность, инфантильность, неуверенность,
в мире нет правил и порядка!!!
Слайд 11Возрастные особенности младшего школьника:
7-10 лет: 1-4 классы.
Новое положение ребенка в
обществе - позиция
ученика:
«Я теперь ученик! Я значим! Я полезен! Я умею!»;
высокая возбудимость, эмоциональность
восприятие неустойчиво, неорганизовано,
непроизвольно;
созерцательная любознательность;
наглядно-образное мышление – ведущее;
внушаемость;
доверчивость;
склонность к подражанию;
высокий авторитет учителя; учитель – это носитель норм и правил наряду с родителями.
Слайд 12Что важно уметь младшим школьникам?
уметь общаться!!! с одноклассниками, иметь свое мнение
и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь дружить!!!, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
уметь правильно распределять и планировать свое время!!!, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться!!!, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
иметь постоянные обязанности дома!!!, в школе!!!, выполнять их без напоминания;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий,
делать безопасный, правильный выбор.
Слайд 13Наши подростки
среднего школьного возраста:
Активный
Эмоциональный
Шумный
Деятельный
Увлекающийся
Экспериментатор
Открыт общению, сотрудничеству
Ждёт
признания
Слайд 14Главная задача подростка
среднего школьного возраста:
Занять удовлетворяющее его положение в
группе сверстников!!!
Приобретение взрослости и независимости!!!
НО ОПАСНО:
Группа может быть асоциальная
Взрослость мнимая –незрелость поведения, спутанность ролей
Отверженность
Слайд 15Типичные подростковые
поведенческие реакции:
Реакция отказа. Отказе от обычных форм поведения: контактов,
домашних обязанностей, учебы и т. д.
Реакция оппозиции, протеста. Противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах, нередко нелепых поступках, совершаемых как протестные.
Реакция имитации. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
Реакция компенсации. Стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
Реакция гиперкомпенсации. Стремление добиться успеха в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).
Слайд 16Типичные подростковые
поведенческие реакции:
Реакция увлечения (хобби-реакция). Увлечение спортом, стремление к лидерству,
азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным вопросам, ранний опыт сексуальных отношений).
Реакция группирования. Стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. Группы могут быть асоциальные.
Слайд 17Возрастные особенности младшего подростка:
10-13 лет: 5 - 6 классы.
потребность в достойном
положении в коллективе сверстников, в семье;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
стремление обзавестись верным другом;
ярко выраженная эмоциональность;
повышенная утомляемость;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
снижение авторитета возраста (взрослых);
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
требовательность к соответствию слова делу;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
повышенный интерес к спорту;
распространяются всевозможные увлечения, хобби.
Слайд 18Возрастные особенности среднего подростка:
14-15 лет: 7- 9 классы.
половое созревание организма: нарушается
внутреннее равновесие;
падение интереса к учению!!! нет смысла учиться!!!
проблемы с учителями!!!
избирательность внимания: отклик на необычные, захватывающие уроки и классные дела;
быстрая переключаемость внимания: трудно сосредотачиваться долго на одном и том же деле;
критичность мышления подростка: склонность к спорам и возражениям, саботажу, упрямству, эгоизму, эгоцентризму (воображаемая аудитория и личный миф), обесцениванию взрослого;
необходимость самовыражения и самореализации с учётом их интересов;
самый благоприятный возраст для творческого развития: решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту, находить сходство и различие, определять причину и следствие и т.п.
НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ убеждений, нравственных идей и понятий с поступками подростка с его действиями, поведением;
ЧУВСТВЕННОСТЬ: чувства подростки могут проявлять очень бурно, аффективно (гнев и радость) или демонстрировать замкнутость, уход в себя, отстранённость, депрессию.
Слайд 19Главная задача подростка
старшего школьного возраста:
Я уникальная и неповторимая личность!!!
Есть
Я и ТЫ!!!
Мы разные, но можем быть близки, умеем вступать в диалог.
В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ:
Я одинок, изолирован, ничтожен
Боюсь близости и контакта
Слайд 20Возрастные особенности старшего подростка:
16-17 лет: 10 - 11 классы.
в основных чертах
завершается физическое развитие;
выработка мировоззрения, жизненного и профессионального самоопределения; период самоутверждения, роста самосознания;
повышается авторитет отдельных учителей и даже родителей!!!
избирательное отношение к учебным предметам, так как существует потребность в значимых для жизненного успеха знаниях: «Я учусь не ради самого учения, а для чего-то более значимого для меня в будущем»;
расцвет умственной деятельности: самостоятельность мышления и оценивания, критичность, логичность, анализ, планирование уважение интеллектуальных качеств человека;
комплексная оценка человека: «примерка» качеств гармоничной личности к себе, важен статус в классе;
нравственная и социальная зрелость – возможность выбора в поступках и оценках;
ИНТИМНО-ДРУЖЕСКИЕ (НЕФОРМАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ: дружба, доверие, любовь.
Слайд 21Как развивать УУД?
Личностные:
я как учитель стараюсь понять позицию ребёнка, его
интересы, мотивы поступков;
я как учитель демонстрирую нравственное поведение, моральные нормы, готов их обсуждать открыто в диалоге с учениками;
оптимально сочетаю разные методы обучения; даю возможность выбирать
подчёркиваю развивающую ценность любого задания.
Слайд 22Как развивать УУД?
Регулятивные:
Активно использую самопроверку, учу детей оценивать работу по
критериям, предлагаю самостоятельно выбирать критерии оценивания.
Поощряю волевое усилие детей, их способность делать выбор, преодолевать препятствия.
Об этом им говорю!!!
Моя выдержка и самоконтроль – лучший способ воспитания у детей регулятивных УУД.
Слайд 23Как развивать УУД?
Познавательные:
Я использую индивидуальную дифференцированную работу в классе:
Задания разной
степени трудности,
Задания общеразвивающие (развитие мышление, логики, речи, внимания, памяти, воображения и т.д.)
Я объединяю детей в пары и группы, чтобы коллективно решить логическую или творческую задачу.
Слайд 24Как развивать УУД?
Коммуникативные:
Я организую групповую работу в классе, в ходе
которой дети учатся:
слушать и ступать в диалог, обсуждать проблему, сотрудничать.
Я обсуждаю с детьми поведенческие и социальные проблемы.
Я побуждаю детей проявлять позитив, внимание и чуткость к окружению.
Слайд 25Что делать?
Я не боюсь вступать в диалог с подростком, умею его
слышать и договариваться с ним.
Я не должен его любить, но мне важно быть к нему внимательным.
Кипучая деятельность, энергия, пытливость ума требуют организации и направленности.
Это должно быть важно обществу!!!
Создавать условия для укрепления чувства дружбы и товарищества. Каждый в классе уникален!!!
Сохранить ценность авторитета взрослого!!!
Поддержание познавательного интереса не только оценкой.
Говорим с ними и о них!!!
Слайд 26Что рекомендуют опытные педагоги и психологи:
1. Жалок учитель, лишённый чувства юмора!
2.
Если Вам кажется, что у Вас «ужасные» дети … Вам это только кажется!
3. Старайтесь сохранять нейтральность и чувство такта.
4. Чтобы иметь согласие – уважайте разногласие.
5. Всегда найдётся за что похвалить ученика (любого).
6.Главное достоинство учителя –чувство справедливости
7.У ребёнка должна быть возможность «вернуться» к Вам
8. Чаще вспоминайте своё детство!
9. Не делайте ничего за своих учеников, а делайте
вместе с ними!
10. Высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, способность слышать, оптимизм – вот что привлекает детей в учителе!