Слайд 1Прогнозирование результатов коррекционной работы
с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2Категории обучающихся с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .
Выделяются дети с различными нарушениями:
слуха;
зрения;
Речи (ТНР);
опорно-двигательного аппарата (НОДА);
задержкой психического развития(ЗПР);
интеллекта(УО);
расстройствами аутистического спектра(РАС);
множественными нарушениями развития.
Слайд 3Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
1. Выявление особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
3. Развитие индивидуальных особенностей; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизиологическом и личностном развитии детей;
Слайд 4 Прогнозирование - от греч. Prognosis – предвидение.
Психологический прогноз
— конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого объекта в будущем на основании диагноза.
Прогнозирование-основа эффективного планирования коррекционной работы.
В коррекционной работе цель и есть прогноз результатов.
По Л.С. Выготскому, прогноз требует умения настолько понять "внутреннюю логику самодвижения" процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития (есть риск ошибок)
Слайд 5 Возможные причины ошибки прогнозирования:
1. Неверная интерпретация диагностических данных (искажение
прогноза)
2. Завышенный уровень притязаний родителей (и неадекватные прогнозы специалистов)
3. Неадекватные условия реализации коррекционных задач (принципы, этапы, обеспечение)
4. Появление труднокорректируемых динамических характеристик развития (усугубление нарушений интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой и социальной составляющей развития ребёнка)
Слайд 6
Технология психолого-педагогического прогнозирования успешности корекционно – развивающей работы позволяет определить зону
ближайшего развития учащихся на основе психологического прогноза
Исходными данными для психолого-педагогического прогнозирования является информация об уровне развития психических качеств обучаемого, объединенных в сферы развития – интеллектуальную, социальную, эмоциональную
Слайд 7
ООП (основные образовательные потребности) детей с нарушениями слуха (что развиваем?)
потребность в
обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации;
потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);
потребность формирования социальной компетенции.
Слайд 8ООП обучающихся с нарушениями зрения (что развиваем?)
потребность в формировании адекватных зрительных
образов
потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.
специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами.
потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.
существует особая потребность обучающихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков
потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.
Слайд 9ООП обучающихся с ТНР
(что развиваем?)
Потребность в обучении различным формам коммуникации
(вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности.
Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности.
дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения..
Формирование навыков чтения и письма.
Развитие навыков пространственной ориентировки.
Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.
Слайд 10ООП обучающихся с НОДА
(что развиваем, соблюдаем?)
потребность в раннем выявлении нарушений
и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка;
потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, н-р, «КИД/Малыш»), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
Слайд 11ООП обучающихся с ЗПР
(что развиваем?)
Развитие познавательной активности детей;
Развитие общеинтеллектуальных умений:
приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
Совершенствование внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр,
Нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
Развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
Развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Слайд 12В рамках реализации ФГОС общего образования среди обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) выделяются обучающихся с:
лёгкой умственной отсталостью;
умеренной умственной отсталостью;
тяжёлой умственной отсталостью;
глубокой умственной отсталостью;
тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью; с тяжелыми и множественными нарушения развития, на основе требований Стандарта и АООП ОО Организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности
Слайд 13ООП обучающихся с умственной отсталостью
Доступность содержания учебного материала. Содержание обучения должно
быть адаптировано с учетом их возможностей.
Использование специфических методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала. Например, метод маленьких порций.
Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
Формирование социальной компетентности;
Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
Формирование учебных умений;
Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
Охранительный режим.
Слайд 14Специальные образовательные условия и потребности обучающихся с РАС:
установление и развитие эмоционального
контакта с ребенком;
создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
особенно четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность ребенка;
дозирование введения в его жизнь новизны и трудностей,
постоянная помощь на уроке в осмыслении усваиваемых знаний, умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
специальная отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
обеспечение ТСО (специализированные компьютерные инструменты обучения: компьютер, мультимедийные проекты, экран, магнитофон), а также необходимыми наглядными материалами, представляемыми на слуховой, зрительной и тактильной основе;
разработка индивидуально-ориентированной системы оценивания ребенка.
потребность в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи;
Слайд 15Структура психолого-коррекционного сопровождения
всех обучающихся с ОВЗ представлена этапами:
диагностический этап - диагностика
актуального уровня развития ребенка, определение структуры дефекта, определение объема необходимых коррекционных мероприятий, отслеживание динамики в процессе коррекционной работы;
2. психолого-педагогическое консультирование родителей
по вопросам реализации индивидуальных рекомендаций специалистов и по личному запросу;(шок, отторжение, ожидание быстрого этапа, иногда на родителей уходят годы, им нужно научиться принимать детей
3. коррекционно-развивающий этап - проведение индивидуальных занятий с ребенком и в группах (по показаниям специалистов);
разработка ИОМ (индивидуального образовательного маршрута)
разработка АОП (адаптированной образовательной программы)
Слайд 16
Возможный прогноз развития ребёнка с особыми образовательными
потребностями в зависимости от степени
выраженности нарушения
Слайд 17Грамотно разработанная коррекция-путь к успеху
Прогнозирование-основа эффективного планирования коррекции