Слайд 1«Профориентационная работа с учащимися начальных классов как один из подготовительных этапов
социализации личности выпускника современной школы»
Автор: Процко Людмила Сергеевна.
МБОУ «КСОШ № 4», г. Камызяк.
Слайд 2
«Кто не думает о далёком будущем, тот его не имеет»
Сократ.
В настоящее время в России происходит изменение системы образования,
которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное прост-
ранство.
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных ,изобретательных. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Необходимо перейти от разобщено-предметного преподавания дисциплин к развитию общеучебных навыков обучающихся (компетентностей).
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый c этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. B этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Выпускник современной
школы, следуя концепции модернизации образования, должен иметь
сформированный позитивный социальный опыт, готовность к активным социальным действиям. Поставленная цель достигается
через решение следующих задач:
Слайд 3
создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально значимой деятельности и
выражения членами организации своих интересов;
расширение содержания и форм социальной активности воспитанников;
воспитание качеств лидера;
оказание помощи конкретным детям в овладении доступными для них способами реализации своих прав в государстве и обществе;
укрепление гражданской, патриотической позиции в пределах возможностей социального действия детского коллектива;
обучение аргументированному выбору стратегии жизненного пути, успешному выбору будущей профессиональной деятельности.
Как видно из поставленных перед современной школой задач, выбор будущей профессии должен находиться под пристальным вниманием в воспитательном процессе.
Слайд 4
Первая серьёзная жизненнaя проблема, c которой стaлкиваются
старшеклассники,- это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец,требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начaло пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материaльному
благополучию в будущем. По данным разных исследователей, девяти
классники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий.
А вот учащиеся 1-4 классов только 5-10 самых распространённых
и часто встречающихся им в жизни.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками
Слайд 5
Работа по ориентированию в современном мире профессий и планиро
ванию будущей карьеры
начинается уже в начальных классах. Старое,
но такое нужное слово «профориентация» снова входит в жизнь наших
школ. Цели профориентационной работы:
Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащихся;
Открыть перед школьниками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
Помочь детям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними строить алгоритм действий;
Помочь младшим школьникам сориентироваться в профессиональном
выборе с учётом индивидуальных особенностей и возможностей;
Задачи профориентационной работы:
Формирование актуального для младшего школьника « информационного поля»;
Обеспечение детей средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию;
Формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
Слайд 6
Формы работы с учащимися:
1.Классные часы. «Все работы хороши», «Учимся выбирать профессию»
«В
гости к папам и мамам на работу», «Кто они, профессионалы своего
дела», «Добрые волшебники нашего города», «О родных с любовью».
2.Конкурсы рисунков. «Наши мамы», «Воин – тоже профессия»,
«Кем быть», «Расскажу друзьям об этом» ( по впечатлениям от экскур
сий на производство, по страницам прочитанных книг), «Новые профес
сии в моём городе».
3.Экскурсии. «Там, где работают наши родители».
4.Детские праздники, викторины, ролевые игры, беседы, встречи с
людьми разных профессий, клуб «Почемучек», защита проектов
«Моя будущая профессия» с использованием ИКТ.
Учащиеся младших классов, в силу своих возрастных особенностей,
очень любят знакомство со всем новым, большую роль играет эмоцио
нальная сторона личности ребёнка, эффект первооткрывателей.
Поэтому так востребованы экскурсии с целью знакомства с разнообра
зием профессий. Предлагаю видеослайды из опыта работы.
Слайд 7Где же работают наши родители?
К ним на экскурсию, друзья, не хотите
ли?
Расскажут, покажут, приучат к труду.
На такую экскурсию точно пойду!
Пейте, дети, молоко! Будете здоровы!
Слайд 8
Профилактика пожаров –
Проблема в школе номер один.
Слушаем важный мы
инструктаж
И на машине пожарной сидим.
Будешь работать в библиотеке –
Знать будешь всё про то и про это.
Слайд 9 Пожарником – хорошо!
А
поваром – лучше!
В повара я бы пошёл,
Пусть меня научат.
Столяры и плотники –
Замечательные работники.
Чтобы, став взрослыми,
Не попасть в трудную ситуацию,
Нам с первого класса
Устраивают уроки профориентации.