Слайд 1Экзаменационный стресс
МОУ «Школа-интернат среднего образования с. Ныда»
Автор: Вакуева Анна Николаевна, педагог-психолог
Слайд 2Что такое стресс?
физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада;
совокупность
стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью (Ганс Селье)
Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Слайд 3Эмоции стресса
Эмоции агрессивного ряда:
раздражение
досада
возмущение
злость
негодование
гнев
ярость
Эмоции тревожного ряда:
чувство напряжённости
обеспокоенность
взволнованность
озабоченность
взбудораженность
ощущение опасности, угрозы
чувство замешательства
чувство тревоги
страх
смятение
растерянность
паника
ужас
Слайд 5Экзаменационный стресс
Причины:
интенсивная умственная деятельность;
нагрузка на одни и те же мышцы и
органы из-за длительного сидения;
нарушение режима сна и отдыха;
негативные переживания
Слайд 6Симптомы экзаменационного стресса
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
тошнота
усиление кожной сыпи
мышечное напряжение
углубление
и учащение дыхания
учащённый пульс
перепады артериального давления
головные боли
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:
чувство общего недомогания
растерянность
паника
страх
неуверенность
тревога
депрессия
подавленность
раздражительность
Слайд 7Симптомы экзаменационного стресса
КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:
чрезмерная самокритика, сравнение своей
подготовленности с
другими в невыгодном для себя свете
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)
кошмарные сновидения
ухудшение памяти
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность
Слайд 8ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться
к экзамену
избегание любых напоминаний об экзаменах
уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах
увеличение употребления кофеина и алкоголя
ухудшение сна
ухудшение аппетита
Слайд 9Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?
1.Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно,
чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
Слайд 10Экзаменационный стресс проявляется наиболее сильно не во время самого экзамена, а,
непосредственно, за несколько недель до него. Кульминационный момент обычно наступает ночью, накануне экзамена, когда последние минуты подготовки усиливают ваш страх перед предстоящим событием
Слайд 11Профилактика стресса у выпускников в период подготовки к экзаменам
Слайд 12Лучше всего мозги воспринимают информацию с 7-12 часов и с 14-18
часов, а неисправимые «совы» - поздно вечером и ночью
Слайд 13Для долговременного запоминания материала необходима установка
А для долговременного хранения информации в
памяти необходимо повторение ( до 4 х раз)
Слайд 14Способы организации процесса повторения
I способ
Использование
перерывов при
заучивании
II способ
Организация
рационального
повторения
1. Прочитать - повторить
2. Повторить через 10-15 минут
1. Повторить через 8-9 часов
2. Повторить через день
Слайд 15
III способ
Формула успешного повторения ОЧОГ
О – ориентировка
Прочитайте текст с
целью понять его главные мысли
Ч – чтение
Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить основные идеи текста и смысловые связи
О – обзор
Быстро просмотрите текст. Повторите наиболее существенные факторы
Г – главное
Составьте план вопросов и повтор по плану
Слайд 16КАКИЕ ЖЕ ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЕЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ?
Употребляйте в пищу:
морковь
(способствует запоминанию)
лук (снимает усталость)
орехи (укрепляют нервную систему)
перец, бананы (снимают стресс)
капуста (избавит от нервозности)
лимон (освежает знания)
морская рыба и мясо (питают клетки мозга)
Слайд 17Не пытайтесь учить, пока вы обедаете или перекусываете
Питаться во время подготовки
к экзаменам диетологи советуют не реже четырех раз в день, но порции должны только утолять голод, а не пресыщать
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
Крахмальные продукты - макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗАВТРАК
Утром перед экзаменом съешьте что-нибудь
с высоким содержанием белка и клетчатки:
яйца, фасоль или грибы
КАКИЕ ЖЕ ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЕЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ?
Слайд 18Несмотря на занятость, прогулки, пребывание на свежем воздухе обязательны!!!
Слайд 19Чередование умственных занятий с физическими позволяет отдыхать мозгу.
Слайд 21Упражнения для релаксации
Для рук
1. Сжать кисти рук в кулак, разжать
2. Максимально растопырить пальцы рук, расслабиться
Для ног
1. Упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение
2. Упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение
Слайд 22 Для лица
1. Собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться
2. Крепко
зажмуриться,
подержать, расслабиться
Для спины и плечевого пояса
Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить
Слайд 23 Приметы, часто дают положительный психологический настрой и дополнительную уверенность
В ночь
перед экзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку… Считается, что так материал запоминается ночью, пока спишь…
Класть в туфлю под пятку пятикопеечную монету… Возможно, пять копеек - пять баллов?...
Слайд 24
Индикатор стресса
Сначала прочитайте, а потом смотрите на картинку.
На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды.
Как было установлено на примере экспериментальной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них.
Посмотрите на картинку.
Слайд 26Помните о чувстве юмора!!!
Юмор – великий облегчитель стрессов и один из
лучших способов избавиться от беспокойства.
Слайд 28Энтузиазма, оптимизма и веры в себя!
Всё зависит от вас!!!
Слайд 29Список использованной литературы:
1. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая
подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.
2. Методическая газета для педагогов-психологов "Школьный психолог« №16, 2006 год.
3. Методическая газета для педагогов-психологов "Школьный психолог" №3, 2009 год.
4.Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб.: Питер, 2009.