Слайд 1 «Профилактика стресса у педагогов».
(Занятие с элементами тренинга для педагогов).
Подготовила педагог-
психолог
Щекотихина С.А. МКОУ ООШ №13 п.Штурм
Слайд 2Цели и задачи:
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Задачи:
Дать
понятие стресса и влияние его на организм человека.
Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций
Слайд 3Ход тренинга
Эпиграфом к сегодняшней нашей встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:
Поговорим?
-О
чем?
-О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
и хорошо не очень.
Много знаете Вы.
А что-то мне известно.
Поговорим?
-Поговорим.
-Вдруг будет интересно.
Слайд 4Введение в новый материал
Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической
темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания.
Слайд 5Разминка
Упражнение «Самоанализ»
Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из
трех геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Слайд 6Упражнение «Возьми салфетки»
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят
в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток»
Слайд 7Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем.
Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Посчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу Вас представиться (называя себя только по имени)0 и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько у Вас в руках салфеток.
«Замечательно!» Теперь переходим к нашей теме.
Слайд 8Основная часть.
Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)
Материал: бумага формата А4,
фломастеры.
Слайд 9Стресс - категория абстрактная.
О ней все говорят, но его никто не
видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:
материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;
поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;
определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.
Слайд 10Выполнение рисунка, который называется “Мой стресс”.
Обсуждение полученных результатов:
Кто желает сделать
презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?
Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?
Слайд 11 Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – общее напряжение организма,
возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Слайд 12 Основные признаки стресса:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине,
головные боли,
головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем и т. д.).
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.
Слайд 13
Причины возникновения стресса.
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка
его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликты с коллегами;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
слишком высокая ответственность;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
Слайд 14
Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда:
-( повышенная
нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.)
психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме",
невозможность выбора учащихся,
отсутствие эмоциональной разрядки,
большое количество контактов в течение рабочего дня.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.
Слайд 15
Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему
рабочему дню практически не восстанавливаются.
Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.
Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.
Слайд 16
Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны
с накопленным напряжением и проистекают от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагированна, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.
Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.
Слайд 18Интерпретация:
Если вы выбрали первый вариант, то вы –
человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Слайд 19.
Если вы выбрали второй вариант,
то вы – мягкий, терпимый
и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Слайд 20Если вы выбрали третий вариант
- вы умеете быстро принимать решения и
быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Слайд 21 Если вы выбрали четвертый вариант
вы человек, способный к нестандартному мышлению,
новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Слайд 22Снятие нервно-психического напряжения
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного
напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Слайд 23Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения
и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Слайд 24Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция.
Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы было в него включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.
Слайд 25Самовнушение и самопоощрение:
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Слайд 26Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»
Инструкция
Предлагаю всем встать в круг. Я буду предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
- кто чувствует себя счастливым
- кто хочет в отпуск
Слайд 27Упражнение «Самоанализ».
Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в
коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Слайд 28Подведение итогов занятия
Берегите себя для себя!
Слайд 29Помните 9 слов, способных изменить жизнь:
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и
легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь – улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть – дети и любовь!
Слайд 30Желаю удачи!
Спасибо за внимание!