Слайд 1Профилактика конфликтов в образовательной среде
Слайд 2 В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности:
ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители-администратор; администратор-администратор.
Слайд 3 Специфика конфликтов среди учеников «ученик — ученик»
Особенности конфликтов
между учениками школы определяются прежде всего:
спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).
на возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.
третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива.
нарушения норм поведения в школе.
Слайд 4Специфика конфликтов между учителями и учениками
(учитель-ученик)
По мнению М. Рыбаковой,
конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
• действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
• поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
• отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей
Слайд 5Причины и слагаемые педагогических конфликтов:
* недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение
проблемных ситуаций:, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
* участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
* различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
* различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
* присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю.
Слайд 6Особенности конфликтов между учителями (учитель-учитель)
Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными
факторами:
содержанием и характером педагогической деятельности.
Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.
специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.
современный уклад жизни, существующая социально-экономическая ситуация.
адаптацией учителей (молодые специалисты) к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем, как с учителями, так и с завучем, директором.
неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни.
Слайд 7Высокий
Средний
Низкий
Уход
Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Принуждение,
соперничество
Уровень
направленности
на собственные интересы
Уровень
направленности
на интересы
соперника
Низкий
Средний
Высокий
Слайд 8Алгоритм психолого – педагогической работы с конфликтом
1 Определить интенсивность конфликта.
2 Ограничить
участников конфликта.
3 Отдать предпочтение в работе «жертве», но не предоставляя выгоды для неё.
4 Если человек слишком эмоционален в конфликтной ситуации, он должен попросить помощи нейтрального лица.
5 Проработка интересов, желаний, эмоций участников конфликта.