Слайд 1ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ.
Гаврилова Анна Валерьевна
педагог-психолог
МБОУ СОШ №1 г. Азова.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ:
ежедневная психическая перегрузка
высокая ответственность за учеников
дисбаланс
между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости)
ролевые конфликты
поведение «трудных учащихся»
Слайд 4Психоэмоциональное истощение, проявляется в чувстве глубокой усталости и опустошенности;
деперсонализация -
отрицательное, циничное либо безразличное отношение к субъектам деятельности;
редукция профессиональных достижений - утрата профессиональной мотивации, связанная с чувством некомпетентности и неуспешности в работе.
Слайд 5ФУНКЦИИ ВЫГОРАНИЯ:
мотивационная функция
когнитивная функция
регулятивная функция
Слайд 6ГРУППЫ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ ВЫГОРАНИЕ.
Ролевой фактор связан с ролевой конфликтностью и ролевой
неопределённостью.
Организационный фактор включает характеристики профессиональных задач, стиль руководства, степень ответственности. В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания.
Личностный фактор включает мотивацию, способы реагирования на стрессы и другие индивидуальные особенности. Например, низкая оценка значимости работы, неудовлетворённость профессиональным ростом и недостаток автономии.
Слайд 7ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ВЫГОРАНИЯ?
чувство юмора
адекватная самооценка
самовнушаемость
умение переключаться и
управлять своими эмоциями
самообладание —процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации
нейротизм - свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью
Слайд 8ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ВЫГОРАНИЯ?
творческая самореализация в профессии
стратегии «здорового» копинга: ассертивность (уверенность),
готовность к социальным контактам и поиску социальной поддержки
наличие ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье)
Слайд 9ТИПИЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Молодые учителя
чаще страдают от эмоционального истощения.
Учителя со стажем работы 5-10 лет уже приобрели энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности и показатели выгорания у них ниже.
Учителя со стажем более 15 лет, находящиеся на стадии профессиональной стагнации, имеют завышенные показатели по фактору Редукция персональных достижений.
Слайд 11МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ
Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом;
долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали.
Слайд 12МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ
Выгорание как синдром мотивации (смысла), когда теряется цель при
работе в напряженном темпе. Так, после длительной деятельности работник чувствует апатию, раздражительность, усталость, иронию, доходящую до сарказма.
Слайд 13МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ
Выгорание как потеря мотивации в работе в ответ на
чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.
Выгорание - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры.
Слайд 14ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫГОРАНИЯ
Симптомы выгорания можно представить как проявление защитных механизмов, направленных
на ослабление неблагоприятных профессиональных факторов, свидетельство некоторых особенностей взаимодействия учителя с детьми.
Слайд 15ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫГОРАНИЯ
Важно самим учителям признать у себя наличие симптомов выгорания.
Это первый шаг к честному отношению к самому себе, возможность быть просто человеком, а не идеальным учителем.
Слайд 16ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫГОРАНИЯ
Эффективный учитель способен четко определять зону собственных проблем, пытается
справиться с ними, не перекладывая их на ребенка, и зону проблем ученика, давая ему возможность решать их самостоятельно.
Он отвергает миф “идеального учителя”, в соответствии с которым учитель должен быть суровым, непреклонным, сдерживающим свои эмоции, скрывающим свои переживания, не имеющим симпатий, никогда не совершающим ошибок и всегда солидарным с коллегами.
Слайд 17ДИАГНОСТИКА ВЫГОРАНИЯ
Методика «Профессиональное выгорание» (Н.Е.Водопьяновой) ***
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)***