Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Панфилова О.М.
учитель нач. классов МОУ Пушновской СОШ
Слайд 2Педагог - ключевая фигура реформирования образования.
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
Слайд 3В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава
31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством РФ.
Слайд 4Профессиональный стандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих
работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере.
Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации.
Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
В-третьих, профессиональные стандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Слайд 5Первые стандарты педагогической деятельности появились в середине 50-х годов в странах
Североамериканского континента и в Европе,
а в XXI веке они уже введены повсеместно
Слайд 6Единый тарифно-квалификационный справочник «Сквозные профессии» появился в 1959 г.
Он был
утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 31 марта 1959 г. № 255 и являлся обязательным при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов
Слайд 7Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
•Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире.
• Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
• Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.
• Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
• Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 8Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
индивидуального подхода в образовании!
•
Работа с одаренными учащимися.
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
•Работа с девиантными, зависимыми; социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 9Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
• Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
•
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
• Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
• Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
• Соответствовать международным нормам и регламентам.
• Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Слайд 10Содержание профессионального стандарта педагога
4.1. Часть первая: обучение.
4.2. Часть вторая: воспитательная работа.
4.3.
Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
Слайд 11
4.1. Часть первая: обучение.
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее
специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
З. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в приложении 1).
Слайд 124.2. Часть вторая: воспитательная работа.
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2, Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Слайд 134.3. Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу
для осуществления развивающей деятельности).
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
З. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Слайд 144.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной
школе
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Слайд 15Профессиональная ИКТ-компетентность — квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно,
и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую
ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность.
• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентносгь соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.