Слайд 1Шаюсупова В.А. старший преподаватель кафедры технологий охраны и укрепления здоровья СОРИПКРО
«Профессиональное
выгорание»
педагога и способы его профилактики
Слайд 2Задачи современного учителя:
Освоение нового содержания учебных предметов;
Новых форм и методов преподавания;
Поиски
эффективных путей воспитания;
Необходимость учитывать быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле.
Слайд 3Что такое стресс?
Какие стрессы грозят современному учителю?
Можно ли избежать «профессионального выгорания»?
Слайд 4Понятие и природа стресса
Стресс – «давление, напряжение» (англ.) – это неспецифический
ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Стрессовый эффект от внешних воздействий (холод, жара, печаль, радость, лекарства) не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них.
Факторы, вызывающие стресс, называются стрессогенами или стрессорами.
Слайд 5Фазы стресса:
РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ - проявляется в срочной мобилизации защитных сил и
ресурсов организма;
ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ, позволяющая организму успешно справляться с вызывающими стресс воздействиями;
ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ, или ДИСТРЕСС, наступает, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным стрессорам.
Слайд 6Стрессовые факторы деятельности педагога:
Профессиональные нагрузки (на голосовой аппарат, на опорно-двигательный аппарат)
Феминизированность
профессии педагога
Психосоматические заболевания
Недостаточная стрессоустойчивость
Психологические трудности «помогающего общения»
Стресс, эмоциональное «выгорание»
Слайд 7Стрессы современного человека:
1. Культурный стресс возникает в том случае, если нельзя
ударить, убежать, накричать. Такая естественная реакция запрещена в данном случае нормами трудовой этики и культурными традициями общества. (смоделируйте ситуацию)
2. Информационный стресс возникает в том случае, когда причина стресса такова, что просто непонятно, как на нее реагировать. При этом переизбыток информации, которую нужно быстро и правильно оценить, и ответственность за принимаемое решение являются стрессорами.
Слайд 8Стрессы современного человека:
3. Эмоциональный стресс возникает из-за необходимости непрерывного общения с
окружающими людьми. Обиды и разногласия вызывают эмоциональный стресс.
4. Стресс бездеятельности возникает в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается нечего делать и им овладевает скука. Такой стресс появляется у человека, который не умеет правильно отдыхать.
Слайд 9Стресс
Напряжение, мобилизирующее организм для борьбы с источником стресса
Дистресс- чрезмерное напряжение, понижающее
возможности организма адекватно реагировать на требования окружающей среды
Слайд 10Стресс - обязательный компонент жизни.
Г. Селье
Организм не способен постоянно находиться в
состоянии тревоги и напряжения. Стресс, прежде всего, сверхмобилизация всех ресурсов организма.
Слайд 11Признаки стресса
Чувство беспомощности и безнадежности
Постоянная усталость
Бессонница
Нехватка времени
Невозможность сосредоточиться
Невозможность принять решение
Плохой или
чрезмерный аппетит
Повышенная раздражительность
Недовольство собой, неуважение к себе
Боли в области позвоночника
Головные боли
Слайд 12Признаки стресса
Необоснованный страх и тревога
Злоупотребление курением и алкоголем
Потеря интереса к окружающему
миру
Головокружение
Скачки давления
Нервный тик
Речевые затруднения, расстройства пищеварения
Слайд 13Влияя на работу всех систем организма, стресс изменяет всю жизнь человека
На
физиологическом уровне: постоянное напряжение мышц угнетает обмен веществ, вызывает боль в груди, шее, спине, животе, нервный тик, сутулость. Может наблюдаться чрезмерный аппетит как защитная реакция. Со стороны С-С системы увеличивается риск инфарктов, гипертонии.
На эмоциональном уровне стресс проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, повышенной возбудимости.
Слайд 14В крайней стадии он переходит в апатию, постоянное ощущение беспомощности, безнадежности,
страха перед окружающим миром.
На поведенческом уровне защитный стресс не позволяет вести себя естественно и непринужденно. Человек сутулится, прячет руки, старается не смотреть в глаза, все время куда-то спешит.
Слайд 15События, которые мы не можем изменить, следует оставить в покое и
сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.
Проблема заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь таково: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.
Слайд 16Профессиональное «выгорание» в педагогической деятельности
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
К нему ведет чувство неудовлетворенности избранной профессией, отсутствие перспективы профессионального роста, перегрузки на работе;
Педагоги часто не умеют управлять своим состоянием, применять способы
саморегуляции для снятия
эмоционального напряжения
Слайд 17«выгорание» проявляется
В состоянии эмоционального и физического истощения, понижении доверия к другим;
В
деперсонализации учеников, недостатке заботы и цинизме по отношению к ним;
Упадке духа, равнодушии, ощущении провала, депресии.
Слайд 18Снижение эффективности профессиональной деятельности учителя
- перестает справляться со своими обязанностями, теряет
творческий настрой, изменяет свои профессиональные отношения и общение.
-наступает у подавляющего числа педагогов через 20 лет работы.
Слайд 19ряд психологических установок, приводящих к эмоциональному выгоранию
Завышенные (в том числе профессиональные)
требования к себе;
установка на получение быстрого результата;
установка делать работу самостоятельно, не обращаясь в трудную минуту за помощью и поддержкой;
установка оказывать помощь другим любой ценой, без учета собственных потребностей и физических ресурсов;
установка осуществлять несколько дел или проектов одновременно.
Слайд 20Педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он
общается (прежде всего на детей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
Выгорание может быть заразительно. Те, кто подверглись выгоранию становятся циниками, негативистами
и пессимистами, общаясь на работе с коллегами, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Слайд 21На интеллектуальном
уровне
(полюбить себя таким, какой ты есть)
На эмоциональном уровне (находить
для себя эмоционально комфортные ситуации, создавать себе маленькие праздники)
На физиологическом уровне (заняться здоровьем, режимом питания , внешним видом);
На
мировоззренческом
уровне
(развитие позитивного мышления)
Способы профилактики выгорания
Слайд 22Способы профилактики выгорания
у педагогов
1. Необходимо осознать, что вы находитесь в
состоянии стресса
Самонаблюдение, диагностические тесты
2. Необходимо освоить методы релаксации (расслабления)
Снятие физического напряжения
Снятие эмоционального напряжения
Слайд 23Способы профилактики выгорания
у педагогов
Повышать квалификацию, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной
деятельности и рационально ее организовывать
Осознать свой профессиональный стиль, использовать его сильные стороны и преобразовывать слабые
3. Необходимо научиться адекватно оценивать свою профессиональную успешность
Слайд 24
На каждый вопрос вы можете ответить (да), (нет), иногда.
Часто ли у
вас появляется чувство усталости?
Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться?
Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже?
Есть ли у вас склонность к бессоннице?
Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника?
Бывают ли у вас сильные головные боли?
Есть ли у вас проблемы с аппетитом?
Замечаете ли вы, что отдых не дает желаемого результата?
Скучаете ли вы на работе?
Тест «Подвержены ли вы стрессу?»
Слайд 25
На каждый вопрос вы можете ответить (да), (нет), иногда.
Легко ли вас
вывести из себя?
Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете?
Часто ли вам хочется выпить?
Часто ли вы курите?
Бывает ли, что вам трудно завершить мысль?
Часто ли вы перестаете себе нравиться?
Часто ли вам без видимой на то причины становится тревожно?
Часто ли вам не хочется видеть вообще никого?
Подсчитайте набранное вами количество баллов: да - 2 балла, иногда - 1 балл, нет - 0 баллов.
Тест «Подвержены ли вы стрессу?»
Слайд 26
0-10 баллов. Вам можно позавидовать, вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и
опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам - это действительно невероятно.
10-25 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса - средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для вас большой трудностью.
25-34 баллов. Уровень стресса - высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: вам надо срочно изменить свою жизнь.
Обработка результатов.
Слайд 27
Управление мышечным тонусом
Растяжки
Расслабление отдельных частей тела
Расслабление мимических мышц
Глазодвигательные упражнения
Телесные упражнения, движения
пальцев
Управление дыханием (дыхательная гимнастика)
Снятие физического напряжения
Слайд 28
Управление дыханием (дыхательная гимнастика)
Аутотренинг
Позитивные эмоции
Наличие увлечений помимо работы
Саморегуляция
Самовнушение
Снятие эмоционального
напряжения
Слайд 29Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами и личностью:
поведением, эмоциями и действиями.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование.
Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
Слайд 30Игры-формулы используются для вербального (словесного) самовнушения.
Если Вы – человек, не
терпящий приказов : «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор».
Если Вы – человек эмоциональный: «Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания».
Если же Вы – человек сдержанный и в то же время сильный : «Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!».
Слайд 31Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:
1. Для
оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2. Большое значение имеет начало формулы.
3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.
5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.
Слайд 32О способах саморегуляции.
1 Никогда не страдайте в одиночку .
2. Тщательно
проанализируйте ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию).
3. Используйте все виды терапии:
музыкотерапия,
цветотерапия,
природотерапия,
трудотерапия,
сон,
массаж,
занятия спортом.
Слайд 33Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога являются:
психокоррекция как совокупность психологических
приемов применяемых для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека;
разделение между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью.
Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.
Слайд 34
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от
жизни
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком
многого.
Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на
самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за фигурой.
Маленькие радости в ваших руках.
Не забывайте, что вы красивы.
Слайд 35Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто
лучше всех откликается на происходящие изменения.
Чарльз Дарвин