Презентация, доклад Проектная задача как педагогическая технология

Содержание

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Слайд 1Белевич С.Н.,
заместитель директора по УВР
26 апреля 2017 года
«Проектная задача


как педагогическая технология»

ЦИО Университетского округа ПГГПУ
МАОУ СОШ № 8 г. Красновишерска

Белевич С.Н., заместитель директора по УВР 26 апреля 2017 года«Проектная задача как педагогическая технология»ЦИО Университетского округа ПГГПУ

Слайд 2 То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра

каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.С. Выготский

В современном образовании, в связи с введением ФГОС, актуальными становятся:

общие учебные действия;
самостоятельная творческая учебная деятельность;
деятельностно-ориентированное обучение;
проектные формы организации обучения.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Слайд 3Автор проектно-задачной технологии обучения: Воронцов Алексей
Борисович

кандидат

педагогических наук,
председатель Правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение»
генеральный директор Открытого института «Развивающее образование»
Автор проектно-задачной технологии обучения:  Воронцов Алексей    Борисовичкандидат педагогических наук, председатель Правления Международной Ассоциации

Слайд 4Проектная задача (ПЗ)
это задача, в которой через систему или набор

заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача (ПЗ) это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий,

Слайд 5 «Задача» - «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения»
(«Толковый словарь»

С.И.Ожегова)

Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения (учения), где центральное место занимает детское действие.

«Задача» - «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения»(«Толковый словарь» С.И.Ожегова)Современные образовательные технологии не могут существовать

Слайд 6Типы задач используемые в образовательной практике
Учебная задача
Конкретно-практическая задача
Творческая (олимпиадная задача)

Типы задач используемые в образовательной практикеУчебная задача Конкретно-практическая задачаТворческая (олимпиадная задача)

Слайд 7Типы задач используемые в образовательной практике
Учебная задача направлена на нахождение общих

способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета.
Творческая (олимпиадная задача) не имеет готового формального способа решения.



Типы задач используемые в образовательной практикеУчебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач,

Слайд 8Перечисленные типы задач не позволяют:
научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда

он не виден явно;
стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи;
содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе;
оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий;
задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
Перечисленные типы задач  не позволяют:научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно;стимулировать получение

Слайд 9Проектная задача (ПЗ)
принципиально носит групповой характер :
коллективно-распределённая деятельность;
работа в

малых группах (в парах);
взаимопомощь;
взаимоконтроль
Проектная задача (ПЗ) принципиально носит групповой характер :коллективно-распределённая деятельность; работа в малых группах (в парах); взаимопомощь; взаимоконтроль

Слайд 10Групповая работа позволяет:
детям
получить эмоциональную и содержательную

поддержку;

попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

- приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование)

учителю
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе

Групповая работа позволяет: детям получить  эмоциональную  и  содержательную  поддержку; попробовать свои силы в

Слайд 11Отличие «проектной» задачи от учебной задачи

Отличие «проектной» задачи от учебной задачи

Слайд 12Отличие проектной задачи от проекта

Проект
Проектная задача
для реализации не задаётся порядок действий,

проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат

для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных

Отличие проектной задачи  от проектаПроектПроектная задача	для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор

Слайд 13Идея системы проектных задач
заключается в том, что, решая

их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования

проектная задача как «инкубатор» зарождение проектных форм учебной деятельности подростков.
проектная задача как «полигион» для формирования и оценки учебной самостоятельности группы детей.

Идея системы  проектных задач  заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы

Слайд 14Как устроена проектная задача? Где ее место в образовательном процессе? Как могут

быть оценены результаты?
Как устроена проектная задача?  Где ее место в образовательном процессе?   Как могут быть оценены

Слайд 15Структура проектной задачи
Описание квазиреальной (модельной)
ситуации, постановка задачи (этап анализа)
Задание 3


Задание 2

Задание 1

Итоговое задание (этап синтеза)

этап моделирования

Дополнительные источники информации

Структура проектной задачиОписание квазиреальной (модельной) ситуации, постановка задачи (этап анализа)Задание 3 Задание 2 Задание 1Итоговое задание (этап

Слайд 16Итог решения
проектной задачи
реальный «продукт»
(текст, схема, макет, таблицы,

графики и т.д.)

нематериальный «продукт»
(качественное
изменение самого ребёнка)

Итог решения проектной задачиреальный «продукт»(текст, схема, макет, таблицы,      графики и т.д.)

Слайд 17Классификация ПЗ
Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний,

умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
Классификация ПЗГлавное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую

Слайд 18Педагогические эффекты
1. Возможность организации сотрудничества между детьми при решении проектных задач;
2.

Обучение способу проектирования через специально разработанные задания;
3. Возможность «переноса» известных способов действия в квазиреальную (модельную) ситуацию.
Педагогические эффекты1. Возможность организации сотрудничества между детьми при решении проектных задач;2. Обучение способу проектирования через специально разработанные

Слайд 19Что дает проектная задача
обучающимся?
Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой;
Учит

способу проектирования через специальные задания;
Формирует умение вычленять требуемую информацию;
Учит находить оптимальный способ решения задачи.

Что дает проектная задача обучающимся?Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой;Учит способу проектирования через специальные задания;Формирует умение

Слайд 20Способности формируемые
в ходе решения проектных задач
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное

– почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
ставить и удерживать цели;
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Способности формируемые в ходе решения проектных задачрефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось;

Слайд 21Риски при решении ПЗ

Подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей,

перепоручить родителям.

Превратить исследовательскую ПЗ в реферат

Переоценивать результат проектной задачи и недооценивать ее процесса.
Риски при решении ПЗПодменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям.Превратить исследовательскую ПЗ в рефератПереоценивать

Слайд 22Затруднения при работе над проектными задачами
Низкий навык групповой работы

Неумение самостоятельно работать

по инструкции

Затруднения в выделении существенной информации

Затруднения в создании авторских текстов
Затруднения при работе над проектными задачамиНизкий навык групповой работыНеумение самостоятельно работать по инструкцииЗатруднения в выделении существенной информацииЗатруднения

Слайд 23Оценка решения ПЗ
Цель: мониторинг формирования учебного
сотрудничества в классе

Метод: встроенное наблюдение

(эксперты, лист наблюдений)

Инструменты:
экспертные карты (оценка процесса решения);
экспертные оценки по заданным критериям
предъявления выполненных «продуктов»;
оценка процесса (процесс решения, процесс
предъявления результата);
только потом – оценка результата.

Оценка решения ПЗ Цель: мониторинг формирования учебного сотрудничества в классеМетод: встроенное наблюдение (эксперты, лист наблюдений)  Инструменты:

Слайд 24Основная педагогическая цель проектных задач

1 – 4 классы
5 – 6 классы
способствовать

формированию разных способов учебного сотрудничества.

Основной метод – встроенное наблюдение.

выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.


Основная педагогическая цель проектных задач1 – 4 классы5 – 6 классыспособствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.Основной метод

Слайд 25«Человек рождён для мысли и действия»

«Человек рождён для мысли и действия»

Слайд 26Принципы разработки
проектных задач
Учитывая возраст участников, проектная задача должна иметь интересный

сюжет (проблему), которую можно решить разными способами и могут решить дети. Выбор способа предъявления результата – за детьми.

2. Чем младше дети (чем менее они подготовлены), тем более четким должен быть алгоритм выполнения действий, заданный в инструкции.

3. Количество заданий (действий) должно быть необходимым и достаточным для решения задачи (т.е. создания продукта).

4. Проектная задача должна содержать задания разного уровня сложности, а также предлагать разные способы деятельности и активизировать разные мыслительные операции, чтобы максимально включить в работу всех участников проектной группы.

Принципы разработки проектных задачУчитывая возраст участников, проектная задача должна иметь интересный сюжет (проблему), которую можно решить разными

Слайд 27Деятельность на 1 этапе работы

Деятельность на 1 этапе работы

Слайд 28Деятельность на 2этапе работы

Деятельность на 2этапе работы

Слайд 29Деятельность на 3этапе работы

Деятельность на 3этапе работы

Слайд 31 Литература
Банникова Т.

В. Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 81-85
Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова. – Москва : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Сборник проектных задач: начальная школа: в 2 выпусках : пособие для учителя / [Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др.] ; под ред. Воронцова А. Б. – Москва : Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).
Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. М.: АПКиППРО, 2005.
Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников. / Глазов, 2012

Литература Банникова Т. В. Диагностический потенциал технологии решения проектных

Слайд 32Лестница успеха

Лестница успеха

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть