Слайд 1
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
И
КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ!
Психолог:
Г.А. Кузьминская
Слайд 2Актуально сегодня
Грамотное отношение педагога к собственному здоровью.
Только здоровый учитель может воспитать
здорового ученика
Слайд 3Необходимо учитывать: профессиональная деятельность педагога – один из наиболее напряженных (в
психологическом плане) видов социальной деятельности.
Труд учителя принадлежит к группе профессий с большим числом стресс-факторов.
В последнее время количество стресс-факторов стремительно увеличивается.
Слайд 4Выделяем группу ГЛАВНЫХ
стресс-факторов педагога.
Отсутствие «права на ошибку» (нехватка рабочего времени,
работа на дом лишение отдыха и возможности восстановиться)
Неудовлетворенность профессиональным статусом
Страх потерять работу
Недооценка значимости профессии -учитель
Недостаток положительного стимулирования труда
Слайд 5Ситуации, влияющие на возникновение Синдрома Эмоционального Выгорания
Начало своей деятельности после отпуска,
каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Слайд 6Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники
чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 7Профилактика профессионального выгорания
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 8Профилактика профессионального выгорания
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 9Профилактика профессионального выгорания
В-третьих:
опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
Слайд 10Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается
путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 11Профилактика профессионального выгорания
Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном- отвлечение;
различные движения
типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов или молитв;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 12ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть
наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за питанием и фигурой.
Позволяйте себе «маленькие женские радости».
Не забывайте, что Вы красивы!!!