Слайд 1Метод проблемного обучения
«Проблемная ситуация»
Слайд 2Метод проблемного обучения
«Проблемная ситуация»
Слайд 3Метод проблемного обучения
«Проблемная ситуация»
Слайд 4ставят акценты
в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере выделяют
значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности
школа
акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
Слайд 5 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения
учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы;
2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями,
4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;
7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся.
6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
Слайд 6Работа школы по ФГОС
Для педагога работа по федеральным государственным образовательным стандартам
- это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Для учеников - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой стал поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы. Для достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения.
Слайд 7Функции проблемного обучения
развитие интеллекта, познавательной самостоятельности
и творческих способностей обучающихся;
усвоение обучающимися
системы знаний и способов
умственной практической деятельности;
воспитание навыков творческого усвоения знаний
(применение отдельных логических приемов и способов
творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний
(применение усвоенных знаний в новой ситуации) и
умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятель-
ности (овладение методами научного исследования и
творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных,
нравственных и познавательных потребностей.
Слайд 8Вы слышали
о Лохнесском чудовище?
Слайд 9 Тема исследования: создание проблемной ситуации на уроке.
Цель: формирование познавательной потребности в
приобретении знаний через создание проблемной ситуации.
Задачи:
изучить теоретический и методический материал по данной теме;
адаптировать имеющие и разработать оригинальные приемы и средства создания проблемных ситуаций на уроке;
сравнить уровень развития познавательной потребности учащихся при традиционном и проблемном обучении с использованием метода проблемной ситуации;
показать результативность использования проблемных ситуаций на уроке для развития универсальных учебных действий школьников;
разработать «шпаргалку» рекомендаций по созданию проблемных ситуаций на уроках для педагогов нашей школы.
Слайд 10Объект – проблемное обучение в школе как педагогический процесс.
Предмет – проблемная
ситуация в обучении как фактор актуализации познавательных способностей учащихся.
Гипотеза: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий будет протекать более эффективно, если: создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, создается положительная мотивация обучения, способствующая активности познавательной деятельности учащихся посредством создания проблемных ситуаций.
Слайд 11Актуальность применения проблемного обучения в практике вытекает из соответствия социальному заказу:
современному обществу нужна личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к компетентному использованию полученной информации в практике.
Новизна работы группы заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы развития познавательного интереса школьников
Слайд 13Проблемная ситуация – сложное психи-ческое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу ( I
этап самостоятельной умственной деятельности учащегося).
Признаки проблемной ситуации:
- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии;
- наличие неизвестного для учащегося, характе-ристикой которого является степень обобщения;
- возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.
Слайд 14в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные
в ходе предшествующей учебы
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")
альтернативных методов решения профессиональных задач
из истории науки
и промышленности
описаний экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
содержит
ТРИ
главных компонента:
Создается на материале
Проблемная ситуация
в образовательном пространстве
Слайд 15 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха",
т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем .
Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников;
2. реализовать принцип относительной успешности.
При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности;
В учебном процессе могут быть смоделированы проблемные ситуации для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом.
Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.
В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно:
Слайд 16 3. строить при выполнении важного, с точки зрения
педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. «перевода извне — вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос
-
4. при проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: "операция — действие — способ деятельности — обобщенный способ, или способность ".
В учебном процессе могут быть смоделированы проблемные ситуации для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом.
Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.
В учебном процессе для эффективного развития обучаемоговажно:
Слайд 17 Главная функция проблемной ситуации состоит в том,
чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.
В структуру проблемной ситуации включаются:
постановка задачи в форме вопросов, гипотез, недоказанных утверждений;
задания по обоснованию теоретических положений, концепций;
задания по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений;
задания по обнаружению противоречий и изысканию способов их разрешения (предъявление противоречивых фактов;
столкновение разных мнений обучающихся вопросом или практическим заданием;
невыполнимое практическое задание, не сходное с предыдущим.
Слайд 18Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из
ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности
Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Слайд 19 Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для
ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации.
Проблема в образовательном пространстве - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний
Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях.
?
?
Слайд 20Методические приемы создания ПС:
педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает
им
самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из
ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования,
конкретизацию, логику рассуждения;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными
исходными данными;
с неопределенностью в постановке вопроса;
с противоречивыми данными;
с заведомо допущенными ошибками;
с ограниченным временем решения;
на преодоление психической инерции и другим).
Слайд 21г) альтернативные данные.
Признаки учебной проблемы:
а)
отсутствие у ученика необходимого для
решения проблемной ситуации знания,
б)
отсутствие достаточного опыта;
в)
осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними.
Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях:
а) избыточные данные;
Слайд 2210 способов создания проблемных ситуаций:
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Слайд 23способов создания проблемных ситуаций:
6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению
фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Слайд 24Правила создания проблемных ситуаций
ПС должны содержать посильное познавательное затруднение.
Решение
задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Хотя ПС и имеет абстрактную ценность для развития творческих
способностей учащихся, но наилучшим вариантом является
совмещение с материальным развитием: усвоение новых ЗУН
Это служит непосредственным образовательным целям.
Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Слайд 25Учёт возрастных особенностей
1-2 классы. Необходимо научить ребят отвечать и самим формулировать
проблемные вопросы, уметь находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление, выделять главное.
3-4 классы. Уже смогут самостоятельно организовать свою деятельность по усвоению знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.
Начальная школа
должна стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;
воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;
знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем. Учить учиться.
Поэтому, цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
Слайд 26
Учёт возрастных особенностей
5-6 классы. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться
на событийной, сюжетной основе.
7-8 классы. Это период нравственного самоуглубления, возникновения обостренного интереса к личности. Поэтому на первом плане должен быть нравственный выбор героя, его состояние, нравственная коммуникация.
9-11 классы. Учащиеся могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы. Анализируя художественные произведения, целесообразно установить связи между эпохами, разными видами искусства, различными художественными элементами произведения.
Слайд 27Предметная специфика ПС на уроке
Для русского языка наиболее характерны приемы
столкновения разных мнений и выявления представления обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку", а приемы предъявления противоречивых фактов и невыполнимого задания используются реже.
Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами подачи невыполнимого задания, практического задания, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались и задания, которое выполняется в два шага , хотя прием предъявления противоречивых фактов тоже встречается.
На уроках литературы часто обсуждаются полярные позиции ученых и разные мнения учеников с помощью приемов предъявления противоречивых фактов и столкновения разных мнений учеников.
При изучении окружающего мира, как правило, используется прием выявления представления обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".
Слайд 29 Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать
того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладеть ими.
Шалва Амонашвили
Слайд 30Проблемно – поисковая (исследовательская)
педагогическая технология
1.Понятие.
Что включает?
Проблемно –
поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
2. Модель организации учебного процесса.
Как назвать?
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Слайд 31а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
б)
наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
3. Технологические приемы организации учебного процесса.
Как создать?
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
4.Результативность применения в учебном процессе.
Как оценить?
Слайд 324.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение)
Как оценить?
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я
сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
5. Признаки применения подхода в учебном процессе.
Как отличить?
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Слайд 33Основные методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Подводящий к теме
диалог.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Слайд 34Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Этот метод требует последовательного осуществления
4 действий:
Создания
проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Слайд 35Сообщение темы с мотивирующим приёмом
«яркое пятно»
Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала,
с целью заинтересовать
«актуальность»
Понимание учащимися практической значимости знаний
Слайд 36Сильные стороны создания ПС
Способствует развитию познавательной активности,осознанности знаний, предупреждает появление формализма,
бездумности.
Обеспечивает более прочное усвоение знаний;
Развивает аналитическое мышление.
Способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.
Ориентирует на комплексное использование знаний.
Приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение.
Слабые стороны создания ПС
Значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;
Недостаточная эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение
Слабая эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт);
При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.