Слайд 1Проблемное обучение как средство реализации ФГОС
Тенденции развития образования
Приемы обучения
Методы обучения
Технологии
обучения
Технология проблемного обучения
Н.В. Култашева,
канд. пед. наук, доц.
Слайд 2Задание:
Выделите факторы, повлиявшие на появление в образовательной практике новых технологий.
Охарактеризуйте влияние
современной политики, экономики и культуры на систему школьного образования.
Какую роль играет НТП в появлении новых образовательных технологий.
Слайд 3Интересно ли современному ребенку сегодня в школе?
Слайд 4Какими качествами должен обладать учащийся на выходе из школы, чтобы в
современной жизни он был успешен?
Слайд 5Портрет будущего выпускника – гражданина России
носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою
сопричастность к судьбам Родины;
уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни;
уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми
Слайд 6Сегодня в «завтра»
глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
Школа 2020
установка
на инициативу и приобретение новых компетенций
готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
высокая социальная активность
сотрудничество и взаимная ответственность
способность быстро адаптироваться к новым вызовам
компетентность в осуществлении социальных взаимодействий
ФГОС
Слайд 7Тенденции развития образования
непрерывное образование: человек учится в течение всей жизни
возможность работать
и учиться в удобное время в удобном темпе и месте
рост влияния возможностей современных технологий на то, как мы учимся, работаем, общаемся, живем
использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения
Слайд 8Новое содержание образования
организация образовательного процесса на основе системно- деятельностного подхода
формирование
социокультурной образовательной среды школы
непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний
обеспечение индивидуализации процесса обучения
Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе, взаимодействии науки и технологий
Слайд 9Приемы обучения
Конкретные элементы деятельности на занятии, их также называют частями или
деталями, которые составляют метод
(Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Общая пепдагогика. М.: ВЛАДОСс, 203. Ч.1. С.273)
Слайд 10
Рассмотрите предложенную таблицу:
Согласны ли Вы с предлагаемой типологией? Обоснуйте свою точку
зрения. Усовершенствуйте ее в случае необходимости;
Приведите примеры использования приемов преподавания в своей педагогической деятельности;
Какие из приемов были наиболее эффективными в Вашем преподавании? Проанализируйте, чем это объяснялось.
Назовите основные факторы, влияющие на степень эффективности используемых приемов преподавания.
Слайд 11Метод обучения
(по Я.И. Лернеру, М.Н. Скаткину)
Система целенаправленных действий учителя, организующих
познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержание образования и, тем самым, достижения целей обучения
(Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С.187)
Слайд 12Пассивный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является
основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
Слайд 14Активный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и
учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Слайд 16Интерактивный метод
означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы
на более широкое взаимодействие не только с учителем, но и друг с другом.
Слайд 18Педагогическая технология
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей,
целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании
(Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.)
Слайд 19Признаки педагогической технологии:
Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
Структурирование, упорядочение,
уплотнение информации, подлежащей усвоению;
Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
(Владимир Павлович Беспалько)
Слайд 20Проблемное обучение
организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения,
в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Википедия
Слайд 21Технология проблемного обучения
базируется на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога
Дж. Дьюи
(1859-1952);
вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли
М.И. Махмудов, В. Оконь,
А.М.Матюшкин(60-70 гг. XX в.)
Слайд 22Концептуальное положения технологии проблемного обучения (по Дж. Дьюи)
Ребенок в онтогенезе повторяет
путь человечества в познании
Ребенок как активный субъект обучения усваивает материал не только потому, что воспринимает его органами чувств, а для удовлетворения возникших у него потребностей в знаниях
Слайд 23Условия успешности обучения
Проблематизация учебного материала (дети удивлены и заинтересованы);
Активность ребенка (знания
нужно усваивать с удовольствием);
Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Слайд 24При проблемном обучении
Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит
перед учащимися задачу (проблему), заинтересовывает его, вызывает желание найти способ ее решения
Слайд 25Задачи проблемного обучения
Приобретение знаний, умений, навыков;
Усвоение способов самостоятельной деятельности;
Развитие познавательных и
творческих способностей
Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.
Слайд 26Методические приемы
для создания
проблемных ситуаций
Учитель подводит учащихся к противоречению и
предлагает им самостоятельно найти способ решения;
Сталкивает противоречения в практической деятельности;
Излагает разные точки зрения по одному и тому же вопросу;
Побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.
Слайд 27Методические приемы
для создания
проблемных ситуаций
Задает конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику мышления);
Определяет проблемные теоретические и практические задачи (частично-поисковые, исследовательские);
Ставит исследовательские задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными, сознательно допуская ошибки)
Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.
Слайд 28Проблемное обучение осуществляется
(по степени познавательной самостоятельности учащихся)
Проблемное изложение;
Частично поисковая деятельность;
Самостоятельная
исследовательская деятельность
Слайд 29Задание
Согласны ли Вы с представленными методами проблемного обучения. Обоснуйте свой ответ.
Как
решить противоречие между методами преподавания и различным уровнем подготовки учащихся?
Используете ли Вы методы в своей педагогической деятельности. Приведите пример.
Слайд 30Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация (невозможность с помощью тех знаний и способов
деятельности учащихся разрешить возникшие противоречия);
Проблема (разновидность вопроса, который необходимо решить практическими действиями, а не просто найти информацию)
Слайд 31Способы создания проблемной ситуации
Столкновение учащегося с явлениями, фактами, которые требуют теоретического
объяснения;
Побуждение учащихся к анализу внешних противоречивых фактов, явлений, высказываний;
Побуждение к выбору из противоречивых фактов высказываний, признанных верными и обоснование выбора;
Побуждение к самостоятельному сравнению, сопоставлению фактов, явлений, действий;
Побуждения к выдвижению гипотез, формулированию выводов и их проверки…
Слайд 32Требования к проблеме
Содержать в себе познавательное затруднение;
Быть связана с эмоциями субъекта
(новизна, неудовлетворенность имеющимися знаниями, удивительность);
Предусматривать возможность выдвигать гипотезы;
Отражать специфику учебной дисциплины
Слайд 33Функции проблемного обучения
Формирование интереса к изучению материала на этапе постановки цели,
мотивации познавательной деятельности;
Побуждение к самостоятельности в процессе овладения содержанием обучения на этапе осмысления и усвоения;
Побуждение к использованию знаний. Овладение способами деятельности, использование их в новых ситуациях на этапе закрепления усвоенного;
Выявление уровней усвоения содержания образования, активности, самостоятельности на этапе контроля учебно-познавательной деятельности
Слайд 34Подумаем
Какова роль учителя и ученика при работе с технологий проблемного обучения?
Слайд 35Проблемно-диалогичное обучение
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного
учителем диалога.
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс. 2008. – 160 с.
Слайд 36Проблемно-диалогичное обучение
Постановка учебной проблемы (формулировка темы урока или вопроса исследования)
Поиск решения
Слайд 37Побуждающий диалог
1.Проблемная ситуация создается учителем.
2.Произносятся специальные реплики для осознания противоречия и
формулирования проблемы учениками.
3.На этапе поиска решения учитель побуждает выдвинуть и проверить гипотезы («открытие» знаний путем проб и ошибок).
Слайд 38Подводящий диалог
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию
темы.
На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию (ведет к «открытию» прямой дорогой)
Слайд 40Задание
Рассмотрите приемы создания проблемной ситуации и приведенные примеры уроков.
Возможно ли
применить приемы создания проблемной ситуации в Вашей педагогической деятельности.
Выделите плюсы и минусы предлагаемых разработок.
Слайд 41Рефлексия
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Что оказалось сложным?
Какие идеи появились?
Ваше отношение….