Презентация, доклад проблемное обучение (методическая копилка)

Содержание

Задание:Выделите факторы, повлиявшие на появление в образовательной практике новых технологий.Охарактеризуйте влияние современной политики, экономики и культуры на систему школьного образования.Какую роль играет НТП в появлении новых образовательных технологий.

Слайд 1Проблемное обучение как средство реализации ФГОС
Тенденции развития образования
Приемы обучения
Методы обучения
Технологии

обучения
Технология проблемного обучения
Н.В. Култашева,
канд. пед. наук, доц.
Проблемное обучение как средство реализации ФГОСТенденции развития образованияПриемы обучения Методы обученияТехнологии обучения Технология проблемного обучения

Слайд 2Задание:
Выделите факторы, повлиявшие на появление в образовательной практике новых технологий.

Охарактеризуйте влияние

современной политики, экономики и культуры на систему школьного образования.

Какую роль играет НТП в появлении новых образовательных технологий.

Задание:Выделите факторы, повлиявшие на появление в образовательной практике новых технологий.Охарактеризуйте влияние современной политики, экономики и культуры на

Слайд 3Интересно ли современному ребенку сегодня в школе?

Интересно ли современному ребенку сегодня в школе?

Слайд 4Какими качествами должен обладать учащийся на выходе из школы, чтобы в

современной жизни он был успешен?
Какими качествами должен обладать учащийся на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

Слайд 5Портрет будущего выпускника – гражданина России
носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою

сопричастность к судьбам Родины;
уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни;
уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми

Портрет будущего выпускника – гражданина Россииноситель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины;уважающий ценности иных

Слайд 6Сегодня в «завтра» глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
Школа 2020
установка

на инициативу и приобретение новых компетенций
готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
высокая социальная активность
сотрудничество и взаимная ответственность
способность быстро адаптироваться к новым вызовам
компетентность в осуществлении социальных взаимодействий

ФГОС

Сегодня в «завтра» глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизацияШкола 2020установка на инициативу и приобретение новых

Слайд 7Тенденции развития образования
непрерывное образование: человек учится в течение всей жизни
возможность работать

и учиться в удобное время в удобном темпе и месте
рост влияния возможностей современных технологий на то, как мы учимся, работаем, общаемся, живем
использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения


Тенденции развития образованиянепрерывное образование: человек учится в течение всей жизнивозможность работать и учиться в удобное время в

Слайд 8Новое содержание образования
организация образовательного процесса на основе системно- деятельностного подхода
формирование

социокультурной образовательной среды школы
непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний
обеспечение индивидуализации процесса обучения
Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе, взаимодействии науки и технологий

Новое содержание образованияорганизация образовательного процесса на основе системно- деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школынепрерывное обновление содержания

Слайд 9Приемы обучения
Конкретные элементы деятельности на занятии, их также называют частями или

деталями, которые составляют метод

(Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Общая пепдагогика. М.: ВЛАДОСс, 203. Ч.1. С.273)
Приемы обучения Конкретные элементы деятельности на занятии, их также называют частями или деталями, которые составляют метод (Сластенин

Слайд 10 Рассмотрите предложенную таблицу:
Согласны ли Вы с предлагаемой типологией? Обоснуйте свою точку

зрения. Усовершенствуйте ее в случае необходимости;
Приведите примеры использования приемов преподавания в своей педагогической деятельности;
Какие из приемов были наиболее эффективными в Вашем преподавании? Проанализируйте, чем это объяснялось.
Назовите основные факторы, влияющие на степень эффективности используемых приемов преподавания.
Рассмотрите предложенную таблицу: Согласны ли Вы с предлагаемой типологией? Обоснуйте свою точку зрения. Усовершенствуйте

Слайд 11Метод обучения (по Я.И. Лернеру, М.Н. Скаткину)
Система целенаправленных действий учителя, организующих

познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержание образования и, тем самым, достижения целей обучения

(Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С.187)
Метод обучения  (по Я.И. Лернеру, М.Н. Скаткину)Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося,

Слайд 12Пассивный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является

основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
Пассивный методэто форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом

Слайд 13Пассивный метод

Пассивный метод

Слайд 14Активный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и

учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Активный методэто форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в

Слайд 15Активный метод

Активный метод

Слайд 16Интерактивный метод
означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы

на более широкое взаимодействие не только с учителем, но и друг с другом.

Интерактивный методозначает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие не только

Слайд 17Интерактивный метод

Интерактивный метод

Слайд 18Педагогическая технология
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей,

целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании

(Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.)
Педагогическая технологияСистема проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и

Слайд 19Признаки педагогической технологии:
Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
Структурирование, упорядочение,

уплотнение информации, подлежащей усвоению;
Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

(Владимир Павлович Беспалько)
Признаки педагогической технологии:Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;Комплексное применение дидактических,

Слайд 20Проблемное обучение
организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения,

в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Википедия
Проблемное обучениеорганизованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к

Слайд 21Технология проблемного обучения
базируется на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога

Дж. Дьюи
(1859-1952);
вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли
М.И. Махмудов, В. Оконь,
А.М.Матюшкин(60-70 гг. XX в.)

Технология проблемного обучениябазируется на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи   (1859-1952);вклад в

Слайд 22Концептуальное положения технологии проблемного обучения (по Дж. Дьюи)
Ребенок в онтогенезе повторяет

путь человечества в познании
Ребенок как активный субъект обучения усваивает материал не только потому, что воспринимает его органами чувств, а для удовлетворения возникших у него потребностей в знаниях

Концептуальное положения технологии проблемного обучения (по Дж. Дьюи)Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познанииРебенок как активный

Слайд 23Условия успешности обучения
Проблематизация учебного материала (дети удивлены и заинтересованы);
Активность ребенка (знания

нужно усваивать с удовольствием);
Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Условия успешности обученияПроблематизация учебного материала (дети удивлены и заинтересованы);Активность ребенка (знания нужно усваивать с удовольствием);Связь обучения с

Слайд 24При проблемном обучении
Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит

перед учащимися задачу (проблему), заинтересовывает его, вызывает желание найти способ ее решения

При проблемном обученииУчитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися задачу (проблему), заинтересовывает его,

Слайд 25Задачи проблемного обучения
Приобретение знаний, умений, навыков;
Усвоение способов самостоятельной деятельности;
Развитие познавательных и

творческих способностей

Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.

Задачи проблемного обученияПриобретение знаний, умений, навыков;Усвоение способов самостоятельной деятельности;Развитие познавательных и творческих способностейНаволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий

Слайд 26Методические приемы для создания проблемных ситуаций
Учитель подводит учащихся к противоречению и

предлагает им самостоятельно найти способ решения;
Сталкивает противоречения в практической деятельности;
Излагает разные точки зрения по одному и тому же вопросу;
Побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.
Методические приемы  для создания  проблемных ситуацийУчитель подводит учащихся к противоречению и предлагает им самостоятельно найти

Слайд 27Методические приемы для создания проблемных ситуаций
Задает конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,

конкретизацию, логику мышления);

Определяет проблемные теоретические и практические задачи (частично-поисковые, исследовательские);

Ставит исследовательские задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными, сознательно допуская ошибки)

Наволокова Н.П. Характеристика педагогических технологий // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. - №10. – С.27-32.

Методические приемы  для создания  проблемных ситуацийЗадает конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику мышления);Определяет проблемные

Слайд 28Проблемное обучение осуществляется (по степени познавательной самостоятельности учащихся)

Проблемное изложение;

Частично поисковая деятельность;

Самостоятельная

исследовательская деятельность

Проблемное обучение осуществляется  (по степени познавательной самостоятельности учащихся)Проблемное изложение;Частично поисковая деятельность;Самостоятельная исследовательская деятельность

Слайд 29Задание
Согласны ли Вы с представленными методами проблемного обучения. Обоснуйте свой ответ.
Как

решить противоречие между методами преподавания и различным уровнем подготовки учащихся?
Используете ли Вы методы в своей педагогической деятельности. Приведите пример.
ЗаданиеСогласны ли Вы с представленными методами проблемного обучения. Обоснуйте свой ответ.Как решить противоречие между методами преподавания и

Слайд 30Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация (невозможность с помощью тех знаний и способов

деятельности учащихся разрешить возникшие противоречия);

Проблема (разновидность вопроса, который необходимо решить практическими действиями, а не просто найти информацию)
Технология проблемного обученияПроблемная ситуация (невозможность с помощью тех знаний и способов деятельности учащихся разрешить возникшие противоречия);Проблема (разновидность

Слайд 31Способы создания проблемной ситуации
Столкновение учащегося с явлениями, фактами, которые требуют теоретического

объяснения;
Побуждение учащихся к анализу внешних противоречивых фактов, явлений, высказываний;
Побуждение к выбору из противоречивых фактов высказываний, признанных верными и обоснование выбора;
Побуждение к самостоятельному сравнению, сопоставлению фактов, явлений, действий;
Побуждения к выдвижению гипотез, формулированию выводов и их проверки…

Способы создания проблемной ситуацииСтолкновение учащегося с явлениями, фактами, которые требуют теоретического объяснения;Побуждение учащихся к анализу внешних противоречивых

Слайд 32Требования к проблеме
Содержать в себе познавательное затруднение;
Быть связана с эмоциями субъекта

(новизна, неудовлетворенность имеющимися знаниями, удивительность);
Предусматривать возможность выдвигать гипотезы;
Отражать специфику учебной дисциплины
Требования к проблемеСодержать в себе познавательное затруднение;Быть связана с эмоциями субъекта (новизна, неудовлетворенность имеющимися знаниями, удивительность);Предусматривать возможность

Слайд 33Функции проблемного обучения
Формирование интереса к изучению материала на этапе постановки цели,

мотивации познавательной деятельности;
Побуждение к самостоятельности в процессе овладения содержанием обучения на этапе осмысления и усвоения;
Побуждение к использованию знаний. Овладение способами деятельности, использование их в новых ситуациях на этапе закрепления усвоенного;
Выявление уровней усвоения содержания образования, активности, самостоятельности на этапе контроля учебно-познавательной деятельности
Функции проблемного обученияФормирование интереса к изучению материала на этапе постановки цели, мотивации познавательной деятельности;Побуждение к самостоятельности в

Слайд 34Подумаем

Какова роль учителя и ученика при работе с технологий проблемного обучения?


ПодумаемКакова роль учителя и ученика при работе с технологий проблемного обучения?

Слайд 35Проблемно-диалогичное обучение
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного

учителем диалога.

Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс. 2008. – 160 с.
Проблемно-диалогичное обучениетип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Образовательные технологии. Сборник материалов.

Слайд 36Проблемно-диалогичное обучение

Постановка учебной проблемы (формулировка темы урока или вопроса исследования)
Поиск решения


Проблемно-диалогичное обучениеПостановка учебной проблемы (формулировка темы урока или вопроса исследования)Поиск решения

Слайд 37Побуждающий диалог
1.Проблемная ситуация создается учителем.
2.Произносятся специальные реплики для осознания противоречия и

формулирования проблемы учениками.
3.На этапе поиска решения учитель побуждает выдвинуть и проверить гипотезы («открытие» знаний путем проб и ошибок).
Побуждающий диалог1.Проблемная ситуация создается учителем.2.Произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.3.На этапе поиска решения

Слайд 38Подводящий диалог
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию

темы.
На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию (ведет к «открытию» прямой дорогой)


Подводящий диалогНа этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.На этапе поиска решения учитель выстраивает

Слайд 39Методы обучения

Методы обучения

Слайд 40Задание
Рассмотрите приемы создания проблемной ситуации и приведенные примеры уроков.
Возможно ли

применить приемы создания проблемной ситуации в Вашей педагогической деятельности.
Выделите плюсы и минусы предлагаемых разработок.
ЗаданиеРассмотрите приемы создания проблемной ситуации и приведенные примеры уроков. Возможно ли применить приемы создания проблемной ситуации в

Слайд 41Рефлексия
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Что оказалось сложным?
Какие идеи появились?
Ваше отношение….

РефлексияЧто нового вы узнали?Что было интересным?Что оказалось сложным?Какие идеи появились?Ваше отношение….

Слайд 42Творческих Вам успехов!!!

Творческих Вам успехов!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть