Слайд 1Применение
здоровьесберегающих технологий при подготовке к экзаменам
Презентацию подготовила педагог-психолог
МБОУ г.
Керчи РК «Школа №23»
Лево Ирина Викторовна
Слайд 2Восточная притча
Как-то ученики попросили Учителя пред-ставить следующую ситуацию: он находится на
краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть, справа – разъяренный тигр, слева – кобра, впереди – отвесная скала.
Что он будет делать в этом случае? Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным…
А зачем я там окажусь?
Слайд 3Здоровьеcберегающие образовательные технологии
По определению Н. К. Смирнова – это все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся:
культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
представления о здоровье как ценности,
мотивации для ведения здорового образа жизни.
Слайд 4Функции здоровьесберегающих технологий
Слайд 5 Для сохранения и укрепления здоровья старшеклассников
в период подготовки к госу-дарственной итоговой аттестации, необходимо так организовать здоровьесберегающую работу в школе и дома, чтобы у них сформировалась самостоятельная потребность в укреплении своего здоровья.
Слайд 6Программа
«Применение здоровьесберегающих технологий при подготовке к экзаменам»
Саморегуляция
Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путём воз-действия человека на самого себя с помощью:
Слов,
Мысленных образов,
Управления мышечным тонусом и дыханием.
Слайд 9Преимущества человека, владеющего
навыками саморегуляции
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт возможность управлять своими действиями и
эмоциями.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт свободу от внешних ограничений.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт спокойствие, основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт уважение – как самоуважение, так и уважение окружающих.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт умение управлять не только собой, но и людьми.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ даёт терпение – для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.
Слайд 10Методы психической саморегуляции учеников в период подготовки к экзаменам
Слайд 11 Метод быстрого повышения стрессоустойчивости
«Ключ»
Формирует
способности к самопознанию, саморе-гуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
Учит справляться с неуверенностью перед экзамена-ми;
Повышает способность к концентрации, запоминанию и обработке информации;
Учит самостоятельно регулировать свое психофизио-логическое состояние.
Слайд 12Метод психофизиологической саморегуляции «Ключ»
Был создан Хасаем Алиевым в Центре подготовки космонавтов им.
Ю. А. Гагарина в 1981 году, был утвержден Минздравом СССР в 1987 году:
для снижения стресса и утомляемости у
работающего человека,
оптимизации процессов обучения и
тренировки,
психопрофилактики и лечения различных психосоматических заболеваний.
Слайд 13Ключевой стресс-тест
основан на использовании идеомоторных рефлексов
Встаньте, вытяните перед собой на уровне
плеч расслабленные руки. Закройте глаза и мысленно пожелайте, чтобы кисти рук начали расходиться в стороны или притягиваться, как магниты – что вам больше нравится. Представьте себе эти движения. Спокойно подождите 5-10 секунд. Но не делайте при этом специально физических усилий. Руки должны двигаться сами. Если это получается, значит вы имеете низкий уровень стресса. Если результат отрицательный, это показатель выраженного стресса и, следовательньно, высокая мотивация к его устранению.
Слайд 15Синхрогимнастика по методу «Ключ» Основа антистрессовой подготовки
Синхрогимнастика основана на идеорефлекторных
приемах, вызывающих синхронизацию деятельности человека с его текущим состоянием, и через это – согласование психических и физиологических процессов.
Ключевые приемы снимают стресс автоматически. Эти приемы основаны на рефлексах и работают на основе обратной связи. Они получили название идеорефлекторных приёмов, поскольку представляют собой движения, возникающие рефлекторно в ответ на образные модели этих движений, а их использование позволяет регулировать психологическое состояние.
Ключевые приемы отличаются от психологических приемов, поскольку их автоматические действие не зависит от доверия или недоверия к ним ученика.
Слайд 16Синхрогимнастика
(каждое упражнение выполняется
от 30 секунд до 1 минуты)
Слайд 171. Хлёст руками по спине
(для раскрепощения и мобилизации, для подъёма сил и
уверенности в себе)
Станьте прямо, ноги на ширине плеч. С размаха хлопайте себя по спине ладонями накрест, чередуя. Руки расслаблены. Цикл: один раз – правая рука выше, а левая ниже, второй раз – левая рука выше, а правая – ниже. Делаете 24-28 циклов. Работают грудные и межлопаточные мышцы. Разминается нижняя затылочная зона. Рекомендуется также сделать 20 циклов перед ответственной деловой встречей или экзаменом.
Слайд 181. Хлёст руками по спине
(для раскрепощения и мобилизации, для подъёма сил и
уверенности в себе)
Слайд 192. Лыжник
(для принятия взвешенных решений)
Исходное положение то же. Поднимите расслаб-ленные руки
вверх и немного за спину. Опустите руки махом по дуге резко вниз, словно отталкиваетесь лыжными палками. Мах должен быть таким, чтобы пятки сами собой поднимались в момент окончания движения. Синхронно с движениями делаете наклоны головой: при опускании рук – вниз, а при подъеме – вверх. Это один цикл. Делаете 24-28 циклов. Работают мышцы плечевого пояса и межлопаточной зоны. Разминаются шейная и затылочная зоны.
Слайд 202. Лыжник
(для принятия взвешенных решений)
Слайд 213. Крутиться
(для успокоения, расслабления, разгрузки)
Исходное положение то же, руки опущены и
расслаблены. Делаете скручивающие поворо-ты вправо-влево. Опущенные руки свободно залетают за спину. Синхронно совершаете повороты головы. Один цикл – это поворот вправо и влево. Делаете 24-28 циклов. Разминается поясничная и позвоночная зоны.
Слайд 223. Крутиться
(для успокоения, расслабления, разгрузки)
Слайд 234. Вис
(для повышения уверенности в себе, раскрепощения мышц и
развития гибкости позвоночника)
Исходное положение то же. Сильно прогибаетесь назад, руки расслаблены, голову держите вертикально. Делаете 12-14 наклонов головы вправо-влево. Быстро нагибаетесь вперед, расслабленные руки свободно висят. Считаете про себя до 15-ти. В это время Вы мысленно сканируете позвоночник с целью найти тот позвонок, который мешает свободному наклону.
Слайд 244. Вис
(для повышения уверенности в себе, раскрепощения мышц и
развития гибкости позвоночника)
Слайд 25Свободная расслабленная стойка. Шаг вперед правой ногой и следом – мах
левой ногой вперёд-вверх-вправо. Возвращаетесь в исходное положение. Это цикл. Делаете 5-6 циклов. Меняете порядок ног: шаг левой – мах правой вперёд-вверх-влево. Выполнять в одном удобном для Вас ритме. Делаете 5-6 циклов. Повторяете это упражнение еще один раз.
5. Лёгкий танец
(для развития координации, повышения психологической устойчивости и развития гибкости поясничного отдела позвоночника)
Слайд 265. Лёгкий танец
(для развития координации, повышения психологической устойчивости и развития
гибкости поясничного отдела позвоночника)
Слайд 27Метод быстрого повышения
стрессоустойчивости
«Ключ»
Основан на природной саморегуляции человека.
Отличается от всех существующих
методов саморе-гуляции тем, что включает этот механизм без длительных тренировок и специальных условий.
Позволяет использовать механизм саморегуляции организма в желаемом направлении.
Поддерживает здоровье и высокую работоспособ-ность в условиях напряжённой деятельности, которой является подготовка к экзамену.