Презентация, доклад Познавательная деятельность слепых детей

Содержание

Познавательная деятельность При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка

Слайд 1Познавательная деятельность слепых детей
Выполнила: Сереброва Л. С.

Познавательная деятельность слепых детейВыполнила: Сереброва Л. С.

Слайд 2Познавательная деятельность
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности

развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. [3, стр.21]
Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические проблемы».
Познавательная деятельность При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей,

Слайд 3Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла

потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни». Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с

Слайд 4Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том,

что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые

Слайд 5 Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных

исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения.

Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов

Слайд 6И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что

дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности

Слайд 7В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют

особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность.

В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон

Слайд 8Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда

выполняемая детьми работа не связана с длительным зрительным напряжением. Остаточное зрение является важным средством ориентировки в игровой деятельности, в спортивных соревнованиях. У большинства детей причиной нарушения зрения является врожденная патология, сопровождающаяся нистагмом (непроизвольные, быстро следующие друг за другом движения глаз из сторону в сторону). Нистагм затрудняет фиксацию предметов и вызывает зрительную утомляемость не только в учебной работе, связанной с чтением и письмом плоским шрифтом, но и в повседневной жизни. 
Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда выполняемая детьми работа не связана с

Слайд 9Обучение слепых совместно со зрячими детьми 
В классе, где находится такой ребенок,

желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.  Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение. 
Обучение слепых совместно со зрячими детьми В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15

Слайд 10Дети порой бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым

или слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми. 
Дети порой бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым или слабовидящим ребенком. В тактичной форме

Слайд 11Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика

в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю

Слайд 12Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить

об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.
  Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом
помещении. 
Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слепого и

Слайд 13Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо

привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев. 
Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ

Слайд 14Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать

внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.
Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть