Слайд 1Познавательная деятельность слепых детей
Выполнила: Сереброва Л. С.
Слайд 2Познавательная деятельность
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности
развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. [3, стр.21]
Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические проблемы».
Слайд 3Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла
потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни». Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Слайд 4Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том,
что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.
Слайд 5 Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных
исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения.
Слайд 6И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что
дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.
Слайд 7В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют
особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность.
Слайд 8Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда
выполняемая детьми работа не связана с длительным зрительным напряжением. Остаточное зрение является важным средством ориентировки в игровой деятельности, в спортивных соревнованиях. У большинства детей причиной нарушения зрения является врожденная патология, сопровождающаяся нистагмом (непроизвольные, быстро следующие друг за другом движения глаз из сторону в сторону). Нистагм затрудняет фиксацию предметов и вызывает зрительную утомляемость не только в учебной работе, связанной с чтением и письмом плоским шрифтом, но и в повседневной жизни.
Слайд 9Обучение слепых совместно со зрячими детьми
В классе, где находится такой ребенок,
желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.
Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.
Слайд 10Дети порой бывают жестоки и могут дразнить и издеваться над слепым
или слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.
Слайд 11Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика
в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
Слайд 12Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить
об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.
Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом
помещении.
Слайд 13Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слепых и слабовидящих также необходимо
привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.
Слайд 14Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать
внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.