Слайд 1Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в
рамках внедрения ФГОС
Слайд 2Портфолио
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательныеучреждения РФ начали работать
по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 3Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает
разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Слайд 4Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение
ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами.
Слайд 5 Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей,
которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.
Слайд 6Цель составления портфолио для учеников
выявить все достоинства учащегося и дать ему
правильный вектор для дальнейшего развития его способностей
Слайд 7Задачи создания портфолио
создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
повышение учебной мотивации;
поощрение активности и самостоятельности;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
формирование умения учиться;
содействие индивидуализации образования.
Слайд 8Главное!!!
При создании портфолио важно
помнить, что это совместная деятельность ребёнка, родителей и учителя. Где учитель – организатор, родители в первом классе – соучастники, во втором, третьем и четвёртом классах – заинтересованные наблюдатели и, если присутствует необходимость, помощники, а ребёнок – творец!
Слайд 9Структура портфолио
1) Личные данные
2) Достижения
3) Демонстрация процесса и развития ученика в
определенной сфере
4) Отзывы и пожелания
5) Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Слайд 10Титульный лист
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс). Фотографию
ребенок должен выбрать сам, чтобы была возможность показать себя таким, какой есть.
Слайд 11Мой мир
Содержит информацию, которая важна и интересна для ребенка.
«Мое имя» -
информация о том, что обозначает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих то имя. Если у ребенка редкая фамилия, то можно найти интересную информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь можно поместить схему маршрута от дома до школы (главное – это опасные места дороги)
«Мои друзья» - фотографии друзей, информацию об их интересах.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок (спортивные секции, муз.школы, кружки и т.д.)
«Моя школа» - рассказ о школе и педагогах.
«Мои школьные предметы» - здесь ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нем что-то нужное и важное.
Слайд 12Моя учеба
В этом разделе заготовки листов посвящены конкретному предмету. Ученик наполняет
этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайд 13Мое творчество
В разделе творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если работа
объемная – можно сделать фотографию.
Важно!!! Если работы принимали участие в выставках или участвовали в конкурсах, необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо поместить фото. Если событие оповещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту страничку, распечатать ее и поместить в портфолио!
Слайд 14Моя общественная работа
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Это
может быть участие ребенка в школьных спектаклях, чтение стихов на конкурсе или празднике, оформление стенгазеты и т.д.
Оформить этот раздел можно фотографиями и краткими сообщениями на тему.
Слайд 15Мои впечатления
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательной деятельности.
В завершении экскурсии можно предложить ребенку творческое д/з, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Слайд 16Отзывы и пожелания
В портфолио ученика начальной школы этот раздел
включает положительную оценку педагогом его стараний. Здесь учитель может высказать свои рекомендации и пожелания.
Слайд 17Оформляя портфолио ученика мальчика начальной школы, сделайте акцент на его достижениях
в спортивных мероприятиях, отношении с друзьями и школьными товарищами. В портфолио ученицы девочки начальной школы можно включить раздел рукоделие, где будет размещаться информация о домашних увлечениях школьницы и фотографии её работ (вязание, вышивка, бисероплетение, поделки из бумаги, одежда для кукол и так далее).
Слайд 18Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении
разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Слайд 19Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио
с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Слайд 20Девиз работы с портфолио
Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован.
Слайд 21 Нам придется привыкнуть к формуле :
Аттестат + портфолио =
образовательный рейтинг выпускника школы
Слайд 22Заключение
«Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом
и его результатом»
Альберт Эйнштейн