Слайд 1Тема: Почвы.
Характеристика почв.
Слайд 2Почва- плодородный слой Земли
Изучаем состав почвы (проводим опыты).
Опыт 1.
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
- Какой вывод можно сделать?
(В почве есть воздух.)
Слайд 3Опыт 2.
- Возьмем бумажную салфетку и
насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите?
(На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)
- Какой вывод можно сделать?
(В почве есть вода.)
Слайд 4Опыт 3.
- Высушенный комочек почвы положим
на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке. Что вы видите и чувствуете?
(Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)
Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке.
Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.
Вывод: в почве есть перегной из органических остатков
Слайд 5 Опыт 4.
Высыпаем остаток прогретой почвы
в стакан с водой, размешиваем и дадим отстояться.
Что увидим?
(Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)
- Какой вывод можно сделать?
(В почве есть глина и песок.)
Слайд 6Опыт 5.
- Профильтруем воду, в которой
долго находилась почва. Что увидим на фильтре?
Остатки растений, перегной, песок, глина.
Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой. Что увидим?
Белый налет на стекле.
- Какой вывод можно сделать?
(В почве есть минеральные соли.)
Слайд 7(записываем схему в тетрадь)
Состав почвы
Неорганические вещества
Песок
Глина
Воздух
Вода
Минеральные соли
Органические вещества
Перегной
Слайд 8Открываем учебник на стр. 79
Механизм образования почв:
Разрушение горной породы
Образование органического вещества
Обогащение
почвы питательными веществами
Вывод: почва образуется в результате взаимодействия организмов, горных пород, солнечного излучения и осадков
Слайд 9Виды почв
Чернозёмные почвы
Имеют мощный верхний горизонт почвы, в нём накапливаются остатки
отмерших живых организмов, образующих перегной. От количества перегноя в почве зависит её плодородие, чем больше перегноя, тем растения лучше обеспечены питательными веществами. Отложения перегноя в таких почвах может достигать более метра толщины.
Слайд 10Подзолистые почвы
Верхний перегнойный горизонт небольшой, поэтому они бедны питательными веществами. Хорошо
развит подзолистый горизонт почвы. В почве скапливается влага, и создаются условия для гниения. Под действием микроорганизмов остатки растений превращаются в перегной, в котором при разложении образуются почвенные кислоты. Поэтому такие почвы часто кислые.
Слайд 11Песчаные почвы
В таких почвах преобладает песок, частицы слабо связаны между собой,
и корням растений трудно укрепиться. Такие почвы быстро нагреваются и становятся сухими. Малопригодны для жизни растений.
Слайд 12Глинистые почвы
В почвах преобладает глина. Когда нет дождей, глина высыхает и
делается твёрдой как камень, и не позволяет разрастаться корням растений. В дождливое время глина становится вязкой, разбухает и не позволяет воде проходить в глубь. Поэтому вода застаивается, не пропускает воздух, и корни растений начинают гнить. Малопригодны для жизни растений.
Слайд 13Солончаковые почвы
Содержат большое количество минеральных солей. Это вредно для растений и
они плохо растут. Такие почвы неблагоприятны для развития растений.
Слайд 14(после просмотра фильма)
Виды повреждения почв:
Эрозия почв – повреждение верхнего плодородного слоя
почвы (гумуса)
Выветривание
Вымывание
Слайд 15Домашнее задание
& 14-15
В рабочей тетради заполнить стр.
Подготовить семена растений (любых) к
посеву.