Слайд 1Влияние вектора широкой социальной среды
(«общественный ветер»)
(по В.А.Ясвину)
Подготовила преподаватель
математических дисциплин
Богучарского
филиала «ВГПГК»
Косян Анаит Георгиевна
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Слайд 2Ясвин Витольд Альбертович
Доктор психологических наук (1999г.), профессор (2003г.) кафедры проектирующей психологии,
факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Слайд 3«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о
том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» Л.Н. Толстой
Все люди, все дети, если искренне задуматься, имеют гораздо больше общего, нежели разного. Именно эта мысль должна соединять нас в единое общество, а не разъединять особенных людей с ним.
Слайд 4Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования,
формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Слайд 5Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и
намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.
Инклюзивная образовательная среда- вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.
Слайд 6Методика векторного моделирования образовательной среды
Разработанная В.А. Ясвиным методика векторного моделирования
образовательной
среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода— зависимость»
и ось «активность —пассивность». Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе
психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов.
Слайд 7Для оси «свобода — зависимость»:
1. Чьи интересы и ценности ставятся на
первое место в
данной образовательной среде?
а) личности; б) общества (группы).
Констатация приоритета личностных интересов и ценностей над общественными интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, —соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; в случае констатации приоритета общественных интересов — присваивается балл по шкале «зависимость».
2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?
а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.
Если отмечается, что в данной образовательной среде доминируют ситуации, когда воспитатель подстраивается к ребенку, то это также интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, — соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; если же констатируется, что ребенок вынужден приспосабливаться к своим воспитателям, то присваивается балл по шкале «зависимость».
Слайд 83. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде?
а) индивидуальная;
б) коллективная (групповая).
Ориентация образовательной среды на индивидуальную
форму воспитания интерпретируется как наличие в среде
дополнительной возможности для свободного развития
самостоятельного ребенка, — присваивается балл по
шкале «свобода»; в случае приоритета в образовательной
среде коллективного воспитания присваивается балл по
шкале «зависимость».
Слайд 9Для оси «активность — пассивность»:
4. Практикуется ли в данной образовательной среде
наказание ребенка?
а) да; б) нет.
Отсутствие наказаний рассматривается в качестве
условия, способствующего развитию активности ребенка,
— присваивается балл по шкале «активность», при
наличии в данной образовательной среде системы
наказаний— присваивается балл по шкале «пассивность».
Слайд 105. Стимулируется ли в данной образовательной среде про
явление ребенком какой-либо инициативы?
а) да; б) нет.
Если в рассматриваемой образовательной среде можно
констатировать положительное подкрепление инициативы
ребенка, то это интерпретируется как дополнительная возможность
развития его активности, присваивается балл по шкале «активность»; если же проявленная ребенком инициатива, как правило, может обернуться для него различного рода неприятностями, то присваивается балл по шкале «пассивность».
6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?
а) да; б) нет.
В случае, когда в образовательной среде существуют условия, при которых творчество ребенка стимулируется может быть оценено, такая среда рассматривается как способствующая развитию активности, — присваивается балл по шкале «активность»; если же творческие проявления ребенка игнорируются, остаются, как правило, незамеченными и неоцененными — присваивается балл по шкале «пассивность».
Слайд 11На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к
одному из четырех базовых типов (рис. 1): «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка («догматическая воспитывающая среда» по Я.Корчаку); «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка («среда внешнего лоска и карьеры» по Я.Корчаку); «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности
ребенка («среда безмятежного
потребления» по Я.Корчаку);
наконец, «творческая
образовательная среда»,
способствующая свободному
развитию активного ребенка
(«идейная воспитывающая
среда» по Я.Корчаку).
Слайд 12Построение вектора
Таким образом, путем простейшего математического построения может быть получен один
из двенадцати теоретически возможных векторов, моделирующих определенный тип образовательной среды (рис. 2).
Слайд 13Например, анализируя какую-либо образовательную среду, мы получаем по три балла по
шкале «зависимости» и шкале «активности» и по ноль баллов по шкале «свободы» и шкале «пассивности» (рис. 3 А), — такая образовательная среда может быть обозначена как «типичная карьерная образовательная среда». В другом примере мы получаем один балл по шкале «свободы», два балла по шкале «зависимости» три балла по шкале «активности» и ноль баллов по шкале «пассивности». Поскольку баллы, полученные на оси «свобода — зависимость», распределились по разным шкалам, необходимо получить их сумму с учетом знака каждого балла («+» или «-»): -1 + 2 = +1, то есть в итоге в расчет идет один балл по шкале «зависимости» (рис. 3 Б). Наконец, возможен вариант, когда мы получаем ноль баллов по шкале «свободы», три балла по шкале «зависимости», два балла по шкале «активности» и один балл по шкале «пассивности». Поскольку баллы, полученные на оси «активность - пассивность», распределились по
разным шкалам, необходимо
получить их сумму с учетом знака
каждого балла(«+» или «-»):
+2-1=+1, т.е. в итоге в расчет идет
один балл по шкале «активности».
(рис. З В).
Слайд 14«Сила общественного ветра»
Очевидно, что за исключением редких случаев полной изоляции личности
от контактов с широкой социальной средой (монастырь, секта, деревенская глушь и т.п.) на характер ее развития, помимо доминирующей воспитывающей среды семьи или образовательного учреждения, будут оказывать влияние те или иные взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом. В реальной жизненной ситуации на развитие личности ребенка оказывает влияние, как правило, не один тип воспитывающей среды, а несколько, в частности, неизбежно сказывается «влияние улицы».
Слайд 15«Окружающие люди, общество в целом создают условия для повышения уровня вашей
личностной свободы или зависимости; активности или пассивности. Асоциальная среда способствует развитию зависимости и пассивности, что свобода и активность личности почти всегда проявляются не «благодаря», а «вопреки» условиям социальной среды, что «в жизни приходится добиваться и пробиваться», преодолевая сопротивление общества, а вот если ты зависим и пассивен, то «люди тебя не давят», «оставляют в покое» и даже «могут пожалеть и в чем-то помочь», т.е. дать положительное подкрепление нашей зависимой и пассивной позиции. В процессе моделирования необходимо учитывать и вектор влияния широкой социальной среды - «общественный ветер», который «дует» в направлении зависимости и пассивности, совпадая с вектором, моделирующим догматическую среду. Люди,
сформировавшиеся в догматической
среде, вольно или невольно
продолжают ее продуцировать.
Определив с соответствующей
степенью условности направление
влияния широкой социальной
среды, мы встаем перед
проблемой определения
«силы общественного ветра».
Слайд 16Проведенный с помощью методики векторного моделирования образовательных сред историко-педагогический анализ позволяет
констатировать, что целям развивающего образования в наибольшей степени соответствует образовательная среда творческого типа, обеспечивающая комплекс возможностей для развития личностной свободы и активности учащихся.
Развитие свободы и активности ребенка в творческой образовательной среде — суть гуманистической педагогики.
Слайд 17Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества,
которые я стараюсь воспитать в своих детях.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Слайд 18Учитель – это не просто профессия, это призвание, служение не конкретному
ученику, а всему человечеству. Пусть труд учителя не так заметен, как, допустим, труд врача, но ошибки учителя даются людям не менее дорого, чем врачебные. Именно через свой профессионализм, любовь к детям формула «учитель + ученик»= развитие творческого мышления будет работать.