Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 города Новоалтайска
Алтайского края»
«И книга тоже воевала…»
Выполнила: Колесниченко Марина Анатольевна
Учитель технологии
Новоалтайск, 2020г
Слайд 2Цели:
-Познакомить обучающихся с малоизвестными фактами истории Отечества.
-Показать ценность и значимость книг
во всем мире.
-Способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом.
Слайд 3Казалось, прошло 75 лет с той победной поры, но каждый из
нас с замиранием сердца слушает слова Юрия Левитана.
Слайд 4Многие слышали фразу «И книга тоже воевала…» но задумывались ли вы,
как каким образом она помогала солдатам на фронте или труженикам в тылу?
Слайд 5Берлин, Германия
Война для книг началась не 22 июня, а 10 мая
1933 года.
В этот день студенты Берлинского университета выносили их из расположенной напротив библиотеки, складывали и сжигали. Дни и ночи пылали на площадях Германии костры, в которых горели книги. Фашисты добивались того, чтобы целая нация разучилась думать, забыла об идеях добра и человеколюбия.
Слайд 6Памятник называется «Утонувшая библиотека». Его создали уже после войны в том
самом месте, где студенты Берлинского университета сжигали книги. Это один из самых поразительных памятников Германии, хотя о нем редко упоминается в обычных путеводителях.
Слайд 7Если фашисты боялись книг и уничтожали их, то для русских солдат
Великой Отечественной войны, вставших в 1941 году на защиту Родины, книги стали олицетворением духовной силы и могущества родной земли.
Слайд 8Вот почему, наверное, герой стихотворения Леонида Хаустова «Баллада о кузнечном рынке,
300граммах хлеба и бравом солдате Иосифе Швейке», уходя на войну и делая выбор между хлебом и книгой, выбирает последнюю.
Слайд 9
Как же надо было верить в спасительную силу книги, чтобы обменять
на нее 300 граммов драгоценного блокадного хлеба!
Слайд 10«Великого Моурави» А.Антоновской. Ныне эта, пробитая пулей и осколком гранаты книга
хранится в тбилисском музее. Под ней надпись: «Эта книга спасла от гибели солдата-грузина, написавшего на ней: Меня спасли два человека – замечательная русская писательница Анна Антоновская и великий мой предок Георгий Саакадзе».
Слайд 11Но еще более удивительными кажутся истории о том, как солдаты, забывая
об опасности, собирали книги среди обгоревших, полуразрушенных зданий, организовывали в воинских частях библиотеки, в свободную от боя минуту перелистывали любимые страницы.
Слайд 12Не менее поучительна история библиотеки роты лейтенанта Мерзлякова. Рота воевала на
Кубани. Красноармеец Ковальчук, кубанский казак, зашел домой – попрощаться с родными. Дома он никого не застал, зато нашел там свои книги. Взял их и возвратился в роту – так появилась в роте библиотека
Слайд 13 В книгах нуждались не только солдаты на фронте, но и
жители оккупированных районов, партизаны. Юный партизанский связной Володя Москаленко в дни оккупации родной Украины зарывал книги на огороде, ночами доставал одну из них, читал сам и передавал соседям.
Слайд 14Ради нескольких строчек в газете военный корреспондент Симонов переезжал с фронта
на фронт, от Черного до Баренцева моря.
Константин Симонов.
Слайд 15Совсем юный красноармеец ростовчанин Степан Николенко летом 1942 года в разрушенной
библиотеке города Богучар он подобрал одну из уцелевших книг – томик стихов Александра Пушкина. Положил в вещмешок и читал товарищам на привалах.
Слайд 16
Во время ремонта субмарина стояла возле Пушкинского дома, и моряки часто
ходили слушать лекции ученого-литературоведа Виктора Андрониковича Мануйлова о Есенине. Перед тем как отправиться на боевое задание, подводники попросили Мануйлова дать им с собой в поход книгу стихов Есенина…
Слайд 17Военные корреспонденты не раз писали о том, как «Война и мир»
помогала бойцам сражаться с врагом. Однажды после успешной операции корреспондент газеты спросил командира, как случилось, что небольшая группа русских одержала победу над превосходящими силами противника. Вместо ответа командир вынул из кармана небольшую книгу и раскрыл ее на странице, где красным карандашом были подчеркнуты строки о роли духа войска в сражении. Эта книжечка – изданные отдельно главы о Бородинском сражении.
Слайд 18 Иногда ребятам приходилось создавать книги-самоделки: записывали рассказы героев войны, оформляли
и переплетали эти книжки. И все же книг иногда катастрофически не хватало. В таких случаях выручали ребята 7-8 классов.Они были «живой библиотекой». Темными, холодными и голодными вечерами дети пересказывали своим сверстникам то, что читали еще в Ленинграде.
Слайд 19
В блокадном Ленинграде оставалось всего 22 библиотеки, они выдали читателям
больше 80 тысяч книг. В осажденном городе каждый день открывала свои двери публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Замерзающие, опухшие от голода люди находили в себе силы приходить в читальный зал.
Слайд 20Каждый день была открыта и знаменитая «Ленинка». В последний день июня
1941 года на крыше книжного хранилища были установлены два 37-милиметровых зенитных орудия. При бомбардировке здание трясло, как при землетрясении, сыпался град осколков, были и раненые. Дважды крышу и двор забрасывали зажигательными бомбами. Но библиотека продолжала работу.
Слайд 21Победа в Великой отечественной войне стала не только и не столько
победой русского оружия. Сколько победой силы духа нашего народа над фашистским культом механической бездушности, культом «сверхчеловека».
Слайд 22Книга, опаленная войной… Ты шла к победе долгих 12 лет. Война
для тебя началась в тот майский день 1933 года, когда заполыхали костры на площадях Германии. А закончилась – победной весной 1945 года, когда русский солдат с вещмешком на плече вошел вместе с тобой в поверженный Берлин!