Слайд 1Работу выполнила:
Бастьригина Т.В.
Этикет
Слайд 2Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано
всё: как правильно говорить, одеваться, вести в тех или иных ситуациях. Но часто нам приходится их изучать уже в более зрелом возрасте, иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому лучше всего начинать их осваивать с самого детства. Правила этикета нужны везде: в школе, транспорте, дома, в гостях, в театре и в других местах.
Дети, изучившие правила, и применяющие их в жизни никогда не попадут в неловкую ситуацию, и избегут нелепых казусов. А это способствует повышению детской самооценки
и формированию целостной личности.
АННОТАЦИЯ
Цель проекта: сформировать представление об этикете, усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Задачи:
1. Вместе с учащимися определить основное содержание понятия «этикет».
2. Познакомить учащихся с историей этикета и сравнить его со этикетом сегодняшних дней.
3. Определить основные правила этикета.
4. Формировать умения учащихся действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Слайд 4Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, фломастеры, карточки с текстами, атрибуты для инсценировки
ситуаций «Этикет в жизни».
Место проведения: классная комната и актовый зал.
Сроки подготовки: 1 месяц.
Сроки проведения: в течение 3-х месяцев.
В подготовке проекта принимают учащиеся 4-х классов.
Слайд 6Предварительная подготовка
Все правила достойного поведения давным-давно известны. Остановка за малым –
за умением ими пользоваться. Б. Паскаль.
Вводное занятие – беседа «Что такое этикет».
Цель: заинтересовать детей в изучении этикета.
Задача: рассмотреть историю развития этикета.
Реквизит: карточки с текстами.
Работа со словарем – запись основных понятий.
Разбить класс на 5 групп для подготовки мини проектов по этикету.
Слайд 9Этикет здравого смысла.
этикет
зачем ?
Этикет
Общение
Работа
Семья
Психологическое состояние
Слайд 10Основные понятия
3. Каким должен быть человек, знающий этикет?
(Этот человек должен быть
вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)
1. Что такое этикет?
(Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.)
2. Что такое речевой этикет?
(Речевой этикет – это такая ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила.)
Слайд 11Основные понятия
Этике́т (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила,
отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика ХIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
Слайд 12План подготовки проекта
1. Вводное занятие – беседа «Зачем нам этикет».
2.
Подготовка мини проектов по темам:
«Этикет в доме»- устный журнал
«Учимся говорить так, чтобы тебя поняли»(телефон и мы)- драматизация
«В гости на день рождения» (дарим подарки, получаем подарки; накрой стол для угощения) – «Праздник именинника»
«Этикет в школе»-тренинг- ролевая игра
«Этикет в общественных местах» (в театре, в кино, на вернисажах, в транспорте). (Виртуальная экскурсия)
3. Интеллектуальная игра «Этикет и мы»- Брейн- ринг
4. Рефлексия «Зачем нам этикет?»- тест
Слайд 14 «Этикет в доме» - устный журнал
Цель: научить детей использовать
правила поведения не только «на людях», но и дома.
1.Семья (Семья - это семь "Я". Как это понимать?)
В семье выполнение основных требований вежливости обязательно не меньше, чем вне дома. Тот, кто соблюдает вежливость "на вынос", а дома груб, менее всего достоин уважения.
2.Как строить отношения с родителями?
3.Каким должен быть семейный разговор?
4.Как следует вести себя с родственниками
и близкими?
5.Торжества семейные
Слайд 15Интеллектуальная игра «Этикет и мы»
Цель: усвоить основные этические требования в поведении
и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Форма: брейн - ринг.
Подготовительная работа:
Для организации и проведения игры необходимо разделить класс на несколько (4-5) команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме в течение одной-двух недель.
Для ведения игры необходимо:
- По 6 стульев вокруг двух столов по кругу; гонг; секундомер или большие часы с секундной стрелкой; игрушки с разными громкими звуковыми сигналами, чтобы можно было
определять очередность ответов команд;
- Жюри для решения спорных вопросов и награждение победителей.
- Вопросы записываются на отдельные карточки с четкими формулировками правильных ответов и ссылкой на источник информации.
Слайд 16Правила игры
- Игра идет до шести очков;
- Очередность команд в
игре определяется жеребьевкой;
- На обсуждение дается максимум минута;
Право ответа предоставляется команде, первой подавшей
звуковой сигнал в течение этой минуты;
Победившая команда получает право игры со следующей
командой.
Примерные вопросы игры:
- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?
(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - пр
и встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)
- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
- Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).
Слайд 17- Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым
(женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило:
старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).
- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).
- Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)
- Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)
- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)
- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).
- При разговоре по телефону , кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)
Слайд 18Сервировка стола.
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить
приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии
и, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку, для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку)
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
Слайд 19Сервировка стола.
- У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо
их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках).
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
Слайд 20Компетентности, формируемые у учащихся
Информационные компетентности: поиск информации, деление информации на известную
и неизвестную, систематизация найденной информации в рамках заданной структуры, умение делать выводы.
Коммуникативные компетентности : умение работать в парах и в группах, согласовывать свои действия с коллективом, умение слушать и слышать своих одноклассников.
Формирование компетентности в сфере
самостоятельной творческой деятельности.
4. Формирование умения делать выбор,
решать поставленные задачи.
Слайд 21Рефлексия
Зачем нам этикет?
Тест
1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то
и здороваться с ним ни к чему?
2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?
3. Ты уверен в том, что, когда торопишься, лучше вызвать друга на улицу громким криком?
4. Ты всегда звонишь в дверь резким, длинным звонком, чтобы сразу было слышно?
5. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
6. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?
7. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?
8. Как ты считаешь, надо ли здороваться с человеком, которого часто встречаешь, например, по дороге в школу, но не знаком с ним?
9. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?
Слайд 22Рефлексия
Зачем нам этикет?
Тест
10. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как
пройти к такому-то магазину. Ты очень торопишься и поэтому, молча, пожав плечами, проходишь мимо?
11. Ты пришел к другу. Когда он приглашает тебя пройти в комнату, ты проходишь туда, куда он тебя пригласил, а не делаешь это бесцеремонно?
12. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю»?
13. Если во время обеда в гостях тебе случается уронить что-нибудь на скатерть, ты не объясняешь, почему так получилось?
14. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?
15. Считаешь ли ты, что хлеб из хлебницы за обедом надо брать вилкой?
16. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?
17. Ты считаешь, что, даже если очень надо выйти из-за стола, не следует этого делать?
18. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?
19. Прежде чем выпить газировки во время обеда, ты всегда вытираешь рот салфеткой?
20. Звоня по телефону и попадая «не туда», ты возмущаешься: «Куда это я попал?»- и кидаешь трубку?