Слайд 1
ТЬЮТОРСТВО
В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
социальный педагог
МАОУ «СОШ № 20»
Фадеева Н.В.
Слайд 2статья 79 п. 4 «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».
Федеральный закон от 29.12.2012 г
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Слайд 3ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ вступил в силу с 01.09.2016 года, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.
Слайд 4
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor –
наблюдаю, забочусь, оберегаю).
Тьютор – это: наставник; человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);
тот, кто связывает в образовании процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
Слайд 6НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА
Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н - должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Слайд 7
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
2010 г. № 761 н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Слайд 8 Квалификационные характеристики тьютора:
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися
по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве;
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
Слайд 9 Квалификационные
характеристики тьютора:
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,
родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей;
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования;
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы;
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона и др.
Слайд 10 Тьютор должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
Законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся.
Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся.
Технологии открытого образования и тьюторские технологии.
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.
Методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими).
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения и др.
Слайд 11
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017
года № 10 н
Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
В профессиональном стандарте тьюторского сопровождения деятельность тьютора описана, как «педагогическое сопровождение реализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов».
Слайд 12 Требования к квалификации тьютора:
высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование
и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2-х лет.
Слайд 13
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ»
В ФГОС говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения»
Слайд 14
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в
штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных средств.
Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг.
Для этого необходимо:
-описание услуги в Уставе ОУ;
-разработать Положение о тьюторском сопровождении;
-разработать программу тьюторской работы;
-должностные обязанности тьютора;
-договор с родителями;
-график работы тьютора;
-материалы, отражающие результаты тьюторской работы.
Слайд 15
тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы
через издание приказа, заключение трудового договора или заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;
тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);
за выполнение работы по оказанию услуги (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.
В ОУ возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, педагога-психолога.
Слайд 16
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
N 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734)
п. 32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
-учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 17ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В ОУ:
Заключение ПМПК;
Устав ОУ, в котором
определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;
Локальные акты:
Положение о работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ;
Должностная инструкция тьютора в ОУ;
Договор с родителями и ОУ на оказание тьюторской услуги;
План работы тьютора по сопровождению детей с ОВЗ;
Циклограмма деятельности тьютора.
Слайд 18
Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами
аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе.
Слайд 19Цели и задачи в работе тьютора
-создание комфортных условий
для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
-работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
-социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
Слайд 20 Этапы организации тьюторского сопровождения
Сбор информации о ребенке
Знакомство, установление
контакта с ребёнком и его семьей
Наблюдение за поведением ребенка
Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей
Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута
Решение поставленных задач
Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии
Выход тьютора из системы сопровождения / уменьшение его влияния
Слайд 21ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ПРАКТИКИ
-предварительный
-знакомство и установление контакта
-адаптационный
-основной
-завершающий
Слайд 22
Документация тьютора включает в себя:
-рекомендации специалистов для работы с ребенком
с ОВЗ;
-план работы на год, квартал;
-индивидуальная карта ребенка (или индивидуальный образовательный план);
-дневник наблюдений.