Слайд 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразовательная школа »
Научно-исследовательский проект
«Странное слово «фобия»
выполнил ученик 5а класса
Кузнецов Денис
руководитель учитель английского языка
Собченко Е.В.
Слайд 2
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время можно с
уверенностью утверждать, что фобии (страхи) –это такая же актуальная проблема современности, как и наркомания, социальное сиротство или воровство.
Слайд 3
Цель исследования: выявление наличие фобий у школьников для
привлечение внимания общественности к феномену страха – фобии, содействие в поиске путей снятия данной проблемы.
Объект исследования стали учащиеся МАОУ «Кваркенская СОШ»
Предметом исследования послужило наличие школьных фобий у учащихся данного ОУ.
Слайд 5
Гипотеза исследования
Фобии присущи людям разных возрастов и рода деятельности, причем
страх разнообразен за счет влияния на человека разных случайных условий жизни и раздражителей, некогда вызывавших это чувство.
Слайд 6
Методы исследования
1. Сопоставительный анализ;
2. Социологический опрос, анкетирование;
3. Коммуникативное взаимодействие
в информационном поле;
4. Работа с литературными источниками;
5. Работа с Интернет-источниками;
6. Рефлексивный анализ.
Слайд 7
Практическая значимость работы состоит в выявлении влияния школьных фобий на
учащихся с целью сохранения их психологического здоровья и улучшения образовательного процесса.
Слайд 8
Фобия–навязчивое неадекватное переживание страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной
обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (например).
Страх– это острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
Слайд 9
Восемь основных фабул страха
боязнь пространства, проявляемую в различных формах (клаустрофобия);
2.
социофобии, связанные с общественной жизнью;
нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием;
танатофобия - страх смерти;
различные страхи по половым признакам;
страхи нанести вред себе или близким,
«контрастные» фобии (например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека);
этофобофобии или, другими словами, страхи бояться чего-либо.
Слайд 10
Причины возникновения фобий
Обычно они возникают, если у человека уже
существует биологическая предрасположенность (чаще всего это дети мнительные, тревожные, нерешительные, имеющие хронические заболевания, физически слабые, склонные к фантазированию), а пусковым механизмом для развития фобий могут быть несколько причин. Основной причиной является внутренний конфликт.
Слайд 11
Термин «школьная фобия» («schoolphobia») появился в США благодаря Джонсону и
его коллегам (Johnson&colleagues), которые считали первопричиной проблемы тревогу ребенка, связанную с сепарацией, при условии личной заинтересованности его матери в присутствии ребенка дома.
Слайд 12 Чтобы определить есть ли у ребенка фобия какого-то
предмета, необходимо ориентироваться на следующие признаки:
-перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова;
-за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку
(«Мне все равно больше не поставят»);
-дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке;
-наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти
Слайд 13
У 13-летнего подростка систематически возникали боли перед выходом в школу.
Порой они были настолько сильными, что приходилось вызывать скорую помощь, однако врачи ничего не находили и уезжали. Приступу происходили все чаще и чаще. Мама обратилась к психологу, только тогда, когда заметила, что сын не жалуется на боли в животе по субботам и воскресеньям. Выяснилось, что подросток страдал от боязни учительницы английского языка, которая славилась своей строгостью и требовательностью.
Слайд 14
Петя во время летних каникул много занимался математикой и настолько
преуспел в этом, что осенью дети начали дразнить не в меру умного одноклассника. В то же время учительница, стремясь поддержать Петю, начала постоянно ставить его в пример другим и, сама того не желая, сделала мальчика настоящим изгоем. Мальчик отказался ходить в школу, а борьба его родителей за дисциплину привела к нарушению у него речи и мимики.
Слайд 15
«Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»
(Ю.Щербатых и Е.Ивлева )
Слайд 17Показатель распространения фобий у школьников
Слайд 18
Пути решения зависят от вида фобий
1) посещение психиатра и профилактика
неврозов;
2) самовоспитание;
3) постепенное приближение пациента объекту его страха
4) душевный покой;
5) правильная организация ритма деятельности;
6) эмоциональный отдых;
Слайд 19
Совет 1: идите путем маленьких побед.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь
избегать употребления отрицательной частицы «не», если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации.
Совет 5: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести.
Совет 6: общайтесь. Чем больше вы общаетесь, тем больше приобретаете друзей, приятелей и опыта общения
Слайд 20
Приемы группы «Все тело»
Желательны, когда страх сильно сковывает и
зажимает.
РАЗГИБ
(Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванной). На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног... Задержать в таком положении и задержать вдох... С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5-10 раз или сколько потребуется.
РАСТОПЫР
Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз.
Слайд 21
Приемы группы «Лицо»
Особо желательны, когда явственны зажимы лица, растерянность, невладение
мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.
УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ - ОСКАЛ
Сильный, предельный оскал, не оставляет места ощущению мандража - испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 - 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка Будды и соответствующее состояние...
Слайд 22
Приемы группы «Дыхание – голос»
Отменно действуют при любых состояниях неуверенности,
при всевозможных тревогах и страхах.
ПЕРЕВЕСТИ ДУХ
Свобода дыхания - главный вход в Уверенность. Освобождая дыхание, освобождаем Себя. Каждому хорошо знаком вздох облегчения, «перевод духа». Совершенно естественное непроизвольное действие, так вздыхают и дети, и звери... Так мы снимаем, стираем, выбрасываем, выдыхаем из себя уже не нужные внутренние напряжения, и каждый такой вздох рождает, пусть мгновенное и неприметное, но успокоение, освежение... Итак, на счет раз - потянулись, на счет два - и плечи, и грудь расправили, на счет три - улыбнулись... Повторить 5-10 раз.