Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопского района
Республики Крым
Презентация на тему:
Система работы школы
с молодыми специалистами
Подготовлена заместителем директора
по учебной работе
Кунаховой Н. В.
Слайд 2Эпиграф
Со мной работали десятки молодых учителей. Я убедился, что как бы
человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, но если не будет учиться на опыте других, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более опытных педагогов…»
А.С.Макаренко
Слайд 3Введение
Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является
создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Слайд 4Цели работы школы по адаптации молодых учителей
Создание
в школе условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога
Сформировать профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя
Создание индивидуальной траектории педагогического мастерства
Слайд 5Задачи школы
Создать условия для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе.
Выявить затруднения
в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной жизни.
Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
Способствовать формированию творческой ндивидуальности молодого учителя.
Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям
Слайд 6Этапы профессионального становления молодого педагога
I этап –
1-й год работы -
адаптационный самый сложный период как для молодого педагога, так и для наставника и помогающих ему коллег
II этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, завоевывание авторитета среди учащихся, родителей, коллег.
Педагог изучает опыт работы коллег своей школы и в других общеобразовательных учреждениях, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения учителей. На этом этапе наставник предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к открытым мероприятиям на уровне школы.
Слайд 7Этапы профессионального становления молодого педагога
III этап –
4-5
год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки.
Педагог внедряет в свою работу инновационные технологии;
происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Слайд 8
Структура наставничества
Наставничество
Творческая группа опытных учителей
Учитель -наставник
Руководители школьных методических
объединений
Педагог-психолог
Администрация
Слайд 9Формы и методы работы с молодыми специалистами
Конференции
Методические объединения
Посещение открытых уроков
Педагогические советы
Творческие
и динамические группы
Методические оперативки
Отчет молодого специалиста
Самообразование
Семинары, педагогические чтения
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
Групповые
Групповые
Слайд 10Реализация плана работы с молодыми специалистами
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
Изучение и знание нормативных документов
образования
Заполнение диагностического листа, анкетирование
Работа с родителями
Воспитательная работа
Работа классного руководителя
Методика проведения урока по всем его аспектам
Работа со школьной документацией
Работа в учебном кабинете
Работа с одаренными учащимися и требующими усиленного педагогического внимания
Слайд 11Алгоритм действий структурных элементов наставничества
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
знакомит молодого учителя со школой,
педагогическим коллективом
разъясняет ему права и обязанности учителя
определяет должностные обязанности
назначает из лучших учителей наставника
на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы
проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
определяет рабочее место педагога, знакомит с условиями работы,
проводит индивидуальную работу в классах, где будет работать молодой специалист и представляет его учащимся;
расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником
посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом
знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.
Слайд 12Алгоритм действий структурных элементов наставничества
РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
вносит в банк данных
необходимую информацию о молодом специалисте;
проводит с ним индивидуальные собеседования по вопросам методики преподавания;
знакомит с учителями- предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами по которым работают учителя ;
знакомит с планом работы МО;
НАСТАВНИК
совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального развития
(план самообразования);
учит разрабатывать рабочую программу по предмету, составлять календарно-тематическое планирование, рекомендует необходимую для работы литературу;
вместе с молодым специалистом посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их;
привлекает к разработке различного рода учебно-методической документации;
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у стажера и проводит их анализ
Слайд 13Алгоритм действий структурных элементов наставничества
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ОПЫТНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Привлекает
к участию в педагогических конференциях, конкурсах. педагогических чтениях, практических семинарах-тренингах, круглых столах, педагогических консилиумах
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
проводит индивидуальные консультации, психологические тренинги, самодиагностику, диагностику изучения личности самого молодого педагога
Слайд 14ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
1. Изучай возможности каждого воспитанника.
2. Вступая в контакт с
детьми, не стоит демонстрировать своё превосходство. От общих коллективных действий учителя и учащихся зависит успех урока. Старайся чаще хвалить и поощрять. Наказывай ученика лишь в самом крайнем случае.
3. Планируя первые уроки, подумай:
- что ты будешь с ними учить, закреплять, чему ты хочешь их научить;
- начиная с первого урока, вырабатывай у учащихся определённый стереотип поведения, формируй позитивные навыки;
- какие виды работ будут использованы и выполнены учащимися на уроке.
Помни: большинство нарушений дисциплины на уроке происходит из-за недостаточной загруженности учащихся полезной, интересной работой.
4. В учебной работе на уроках используй разнообразные методы, приёмы, формы и способы обучения, которые активизируют познавательную деятельность (беседа, семинар, эксперимент, самостоятельная работа, икт) и индивидуальную работу с учащимися.
5. Проводи внеклассную работу по предмету в форме , экскурсии, диспута, туристического похода.
6. Принимай активное участие в оформлении учебного кабинета.
7. Без требовательности учителя на уроке невозможна организация учебной и общественной работы.
8. Настойчиво овладевай навыками самоанализа. Кто старается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках, тот уже достиг половины успеха
Слайд 15Памятка наставнику
1. Вместе с молодым педагогом глубоко проанализируй учебные программы и
пояснительные записки к ним.
2. Помоги составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для системного повторения.
3. Помогай в подготовке к урокам, особенно к первым, наиболее сложные темы разрабатывайте вместе с молодым специалистом.
4. Вместе подбирайте и готовьте дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных, самостоятельных работ.
5. Посещайте уроки молодого специалиста с последующим детальным анализом, принимайте его на свои уроки, вместе обсуждайте их проведение.
6. Помогайте подбирать методическую литературу для самообразования.
7. Делитесь опытом, показывайте образцы работы.
8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное, успехи в работе молодого педагога.
Слайд 16Основные направления повышения профессионального мастерства молодого учителя
Углубление научных знаний
и повышение научно-методического уровня
Формирование профессиональных компетенций
Овладение научным стилем речи и профессиональной этикой педагога
Формирование умения работать в коллективе
Освоение методики научно-исследовательской деятельности, внедрения инновационных технологий обучения
Слайд 17Примерная тематика занятий с молодыми специалистами в формате « Школа молодого
учителя»
Первый год обучения.
Занятие первое.
1. Презентация программы школы молодого учителя.
2. Знакомство с локальными актами школы, образовательной программой
Занятие второе.
1. Требование к плану воспитательной работы. Методы познания личности.
2. Методические разработки: план характеристики класса; тематика родительских собраний; беседа с родителями, стиль взаимоотношении в семье и личность ребенка.
Занятие третье.
1. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы и формы уроков.
2. Практикум: самоанализ урока.
Занятие четвертое.
1. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Игра-тренинг (каждый участник показывает свои варианты начала урока).
3. Методические разработки: способы организации работы учащихся с учебником, текстом, дополнительной литературой.
Слайд 18Примерная тематика занятий с молодыми специалистами в формате « Школа молодого
учителя»
Второй год обучения.
Занятие первое.
1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Мини-исследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».
Занятие второе.
1. Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся.
Занятие третье.
1. Современные педагогические технологии в образовательном процессе.
2. Информационные технологии в образовательном процессе
Слайд 19Примерная тематика занятий с молодыми специалистами в формате « Школа молодого
учителя»
Третий год обучения
Занятие первое
1. «Организация современного урока».
2. «Самоанализ современного урока», «Управленческая деятельность педагога на уроке и во внеурочной деятельности»
Занятие второе
1.Обсуждение тем «Портфолио как средство предоставления собственного опыта», «Техника
составления портфолио»,
2. «Работа педагога по самообразованию»
Занятие третье
1. Памятка учителю «Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся».
2 Использование активных методов обучения (превращение модели в игру)
Занятие четвертое
1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании.
2. Методичка для учителя «Деятельность учителя на уроке при личностно ориентированном обучении».
Слайд 20Примерная тематика занятий с молодыми специалистами в формате « Школа молодого
учителя»
Четвертый год обучения
Занятие первое
1. Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.
2.Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».
Занятие второе
1. Развитие творческих способностей учащихся
2. . Мини-исследование «Приоритеты творческого саморазвития»
Занятие третье
1. Организация внеклассной деятельности.
2.Презентация « Мой сам удачный урок».
3. Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ.
Слайд 21Итоговый ( III этап) работы с молодыми специалистами
Отчет молодого специалиста.
Формирование портфолио
Анализ
уроков
Анализ работы молодого специалиста
Отчет наставника
Анкетирование,
его анализ. Итоги диагностики
Постановка новых заданий. Составление плана самообразования
Анализ результатов учебной деятельности учащихся
Анализ достижений молодого специалиста
Анализ трудностей
Анализ участия в неделе открытых уроков
Слайд 22Выводы
Таким образом, опыт доказывает, что школа молодого педагога способствует:
адаптации молодого учителя к новым условиям труда
формированию его заинтересованности в работе
получению положительных результатов развитию педагогического потенциала созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и будет принят и востребован.