Слайд 1ГБОУ школа № 91 г.Краснодара
Психологические особенности детей с нарушением зрения
Педагог-психолог Тройнова
О.Е.
Слайд 2КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Слайд 3ОЩУЩЕНИЯ
Снижение остроты зрения требует увеличения угла зрения для отчетливого видения.
Патология цветового
зрения проявляется в виде цветослабости и цветослепоты, которые имеют избирательный характер.
У слабовидящих наблюдается не только нормальная, но и повышенная световая чувствительность.
Слуховая чувствительность при слепоте изменяется так же, как и в норме, в результате выработки новых условнорефлекторных связей.
Слайд 4ОЩУЩЕНИЯ
Повышение тактильной чувствительности происходит у слепых неравномерно на всех участках кожи,
а лишь на тех, которые принимают активное участие а актах осязания.
Помимо повышения остроты осязания, у слепых наблюдается повышенная способность дифференцировать термальные болевые раздражители.
При слепоте вибрационная чувствительность повышается и начинает играть заметную роль в пространственной ориентировке
Слайд 5ВОСПРИЯТИЕ
Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего,
оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии.
Зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.
Слайд 6ВНИМАНИЕ
Л.И.Солнцева указывает, что практически все свойства внимания слепого ребенка испытывают на
себе влияние нарушенного зрения. Тем не менее при этом не утрачивается способность к развитию внимания до уровня нормальновидящих
Снижение темпа восприятия сказывается на процессе переключения внимания.
Неполнота и фрагментарный характер образов восприятия разных модальностей влияет на объем и устойчивость внимания.
Слайд 7ПАМЯТЬ
Исследования памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания материалов.
Среди
особенностей процессов запоминания материала слепыми и слабовидящими можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.
Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала.
Слайд 8МЫШЛЕНИЕ
Глубокие нарушения функций зрения затрудняют выполнение операций анализа и синтеза. Это
объясняется недостаточно полным отражением свойство и признаков объектов и низким уровнем дифференцированности представлений, недостаточным наполнением понятий конкретным содержанием.
Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкосу различеснию и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению.
Часто наблюдается у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков, что препятствует правильной классификации и систематизации.
Слайд 9ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ CФЕРА
Для многих незрячих детей характерны незрелость и неустойчивость эмоций, неуравновешенность,
подавленность, застревание на отдельных переживаниях, повышенная тревожность и эмоциональная ранимость, чувство неуверенности, избыточность нервно-психическое напряжение, психоастенизация, страх нового и другие фобии.
Слепые дольше чем зрячие, учатся контролировать свои эмоции.
Отмечается недостаточность в развитии развитии экспрессивной стороны эмоций.
Слайд 10ЛИЧНОСТЬ
В результате чрезмерной опеки сосстороны окружающих, отсутствия внимания, заброшенности ребенка у
слепых могут сформироваться отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутсвие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.
Сравнительно ограниченные контакты слепых с с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.
Слайд 11ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Педагог должен соблюдать следующие правила:
Слайд 12Требования для проведения
обследования/занятия детей с нарушениями зрения
освещенность (общая освещенность в
помещении — 1000 лк, на рабочем столе — 400-500 лк);
ограничение непрерывной зрительной нагрузки (10 — 15 мин); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом;
смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
особые требования к наглядности.
Слайд 13Общие требования к характеру
стимульного материала
Контрастность 60 — 100 %;
Пропорциональность соотношений
предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
Соотношение с реальным цветом объектов;
Высокий цветовой контраст (80 - 95 %);
Четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 - 33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного зрения.
Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания.
В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета - 0,8 - 1,0.