Презентация, доклад по теме Основы семейного уклада (выступление для родителей)

Содержание

Семейные ценности– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать

Слайд 1Основы семейного уклада
Гнедова Наталья Петровна

Основы семейного укладаГнедова Наталья Петровна

Слайд 2Семейные ценности
– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера:
для

личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры;
для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи;
для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;
– в сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);
– дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);
Семейные ценности– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность,

Слайд 3– семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального

контроля и т. д.);
– сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);
– выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению);
– социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие)
– семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);– сфера отношений

Слайд 4АНКЕТА «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (С.С.НОСОВ)

Инструкция. Оцените баллами от 1 до 10 каждую

из семейных ценностей. Проранжируйте их.
Семейные ценности:
Нежность;
Сексуальные отношения;
Общение;
Супруг (а) как спутник по отдыху;
Финансовая поддержка;
Привлекательность партнера;
Искренность и открытость;
Работа по дому;
Посвященность семье;
Восхищение.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Чем выше ранг, тем больше значимость данной семейной ценности для испытуемого.

АНКЕТА «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (С.С.НОСОВ) Инструкция. Оцените баллами от 1 до 10 каждую из семейных ценностей. Проранжируйте их.Семейные

Слайд 5Семейный уклад
- устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам,

жизненным проблемам, проявляющийся в отношении членов семьи друг к другу и событиям , характеризующим дух семьи.
Семейный уклад - устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношении членов

Слайд 6Современная семья
традиционные (патриархальные или матриархальные), в которых один из членов супружества

является внутрисемейным лидером, активной стороной в супружеских отношениях и отношениях с социумом:
- в патриархальных семьях главой является отец;
- в матриархальных семьях высочайшим авторитетом и влиянием пользуется иметь;
егалитарные (от фр. - равенство), в которых нет четко определенных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. Роли распределяются с учетом конкретных интересов и возможностей партнеров. При этом наблюдаются выравнивание функций и довольно независимое положение детей.

Современная семьятрадиционные (патриархальные или матриархальные), в которых один из членов супружества является внутрисемейным лидером, активной стороной в

Слайд 7Типы семей ( по составу)
нуклеарные семьи (от слова «нуклеа» — ядро,

т.е. главная часть, основа), которые есть довольно распространенными и состоят из родителей и их детей, т.е. с двух поколений. В нуклеарной семье существует не больше чем три нуклеарные позиции (отец - муж, мать - жена, сын - брат или дочь - сестра).
расширенные семьи - представляют собой семью, которая объединяет две или больше нуклеарных семей с общим домохозяйством и слогом с двух или больше поколений - прародителей, родителей и детей (внуков);
смешанные (перестроечные) семьи - образовываются вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья охватывает неродных родителей и неродных детей из-за того, что дети от предыдущего брака входят в новую единицу семьи;
неполные семьи - состоят из детей и кого-то одного из родителей, другой - отсутствующий через смерть, развод, оставление семьи или потому, что брак никогда не был взят;
супружеский тип семьи - бездетные по разным причинам
Типы семей ( по составу)нуклеарные семьи (от слова «нуклеа» — ядро, т.е. главная часть, основа), которые есть

Слайд 8Тип семьи (по стадии становления)
молодые (до 9 лет), для которых важным

в психологическом аспекте есть отношения супругов один к одному и к общей семейной жизни;
средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, упроченным распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и есть относительно самостоятельными;
зрелые (свыше 20 лет), для которых характерный рост значимости супружеских отношений, в частности, благодаря обретению детьми самостоятельности и независимости.

Тип семьи (по стадии становления)молодые (до 9 лет), для которых важным в психологическом аспекте есть отношения супругов

Слайд 9Виды семей с разным воспитательным потенциалом
воспитательно-сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой

семьи;
воспитательно-стойкие, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудности, которые возникают в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы;
воспитательно-неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при довольно высоком общем воспитательном потенциале семьи;
воспитательно-слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (через плохой залог здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, уступив в своем влиянии группе ровесников.

Виды семей с разным воспитательным потенциаломвоспитательно-сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой семьи;воспитательно-стойкие, где создаются вообще благоприятные возможности

Слайд 101.  Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная

атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми досуговое время. Таких семей около 5%-10%.
2.  Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений. Семьи, в которых родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей – главный критерий в поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. Работа с такими семьями по повышению уровня духовной культуры может давать положительный результат. По нашим подсчетам таких семей около 35-40%.
3.  Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок – центр забот. Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы. 5-10%.
4.  Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок. 10%
5.  Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей. 3-5%.

1.  Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития

Слайд 11Семейные ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного

воспитания детей. При разумном и рациональном подходе к вопросу о привитии правильного понимания, осознания и родителями и детьми, что такое духовные ценности, можно говорить и о духовно-нравственном росте личности ребенка. Важно, чтобы система ценностей не была навязана извне, а была бы осознанно принята и выражалась в стремлении жить по духовно- нравственным законам.

Семейные ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного воспитания детей. При разумном и рациональном

Слайд 12Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой

общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).

традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально - культурные, семейно - бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и

Слайд 13Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций

и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей.

К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке.
Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества
Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт

Слайд 14Признаки семейных традиций ( С.А.Шмаков):  

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность

в восприятии семьи, одобрение семьей.
2. Своеобразие, самобытность.
3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
Признаки семейных традиций ( С.А.Шмаков):  1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. 2.

Слайд 15Ритуал (от латинского «обрядовый») -  установленный порядок совершения каких-нибудь действий, выражающий определенные

социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем некоторые из них:
Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями.
Критерий устоявшихся нравственных ценностей. 
Критерий целесообразности.
Критерий свободы. 

Ритуал (от латинского «обрядовый») -  установленный порядок совершения каких-нибудь действий, выражающий определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Истинный

Слайд 16Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям:
опираются на прошлый

и настоящий опыт;
соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным  традициям);
содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников;
 имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого;
содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям:опираются на прошлый и настоящий опыт;соответствуют идеалам, вкусам, интересам,

Слайд 17Правила по которым вы живете.
Какие у вас правила?
Какую функцию они выполняют

сейчас в вашей жизни?
Какие изменения, как вам кажется, необходимо сделать?
Какие из настоящих правил вас устраивают?
Какие из правил вы хотите отбросить?
Какие новые правила вы хотите ввести?
Что вы вообще думаете о своих правилах? Они открытые, гуманные, современные? Или скрытые, жесткие и устаревшие? Если ваши правила в основном относятся ко второму разряду, думаю, вы понимаете, что вы и ваша семья должны проделать важную, но необходимую работу по их пересмотру. Если ваши правила из первой категории, то у вас в семье, наверное, веселая, праздничная жизнь.

Правила по которым вы живете.Какие у вас правила?Какую функцию они выполняют сейчас в вашей жизни?

Слайд 18Рекомендую прочитать?
Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту»:

Институт Общегуманитарных Исследований; Москва

Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс, 1992 г.
Рекомендую прочитать?Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту»: Институт Общегуманитарных Исследований; МоскваВирджиния Сатир. Как

Слайд 19



Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть