Слайд 1Основные понятия дисциплины «История и методология информатики и образования»
Слайд 214
Определение термин «история «имеет 2 основных значения:
Процесс развития в природе
и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).
Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др. Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними
Слайд 3Слово «история»
восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь
образовано от праиндоевропейского wid-tor- , где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать». Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории. Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.
Слайд 4 Сегодня, говоря об истории, имеют в виду:
рассказ о прошлом,
последовательное развитие действительности,
науку, изучающую прошлое.
История - это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности.
Слайд 5Основные задачи истории как науки
Главной задачей исторической науки является изучение конкретных
условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого.
Слайд 6ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических
концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.
Слайд 7
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей
их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
Слайд 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о
человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
Слайд 9
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов
и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований, выяснение факторов и направлений этого процесса.
6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
Слайд 10
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности,
органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
Слайд 11В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИСТОРИИ КАК НАУКИ?
История – это факты, которые совершались
в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.
Реальная история не всегда всем известна.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.
Слайд 13В чем состоит принцип историзма, особенности его реализации применительно к истории
науки?
Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма - принцип рассмотрения явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно- историческими условиями их существования. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент.
Слайд 14Понятие истории науки имеет свою специфику.
Если науку рассматривать как совокупность
фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание. История науки становится при этом такой дисциплиной, которая фиксирует как этот последовательный прирост, так и трудности, которые препятствовали накоплению знания.
Слайд 15Историк, интересующийся развитием науки, ставит перед собой две главные задачи. С
одной стороны, он должен определить, кто и когда открыл или изобрел каждый научный факт, закон и теорию. С другой стороны, он должен описать и объяснить наличие массы ошибок, мифов и предрассудков, которые препятствовали скорейшему накоплению составных частей современного научного знания
Однако в настоящее время историкам науки становится все более и более трудным выполнять те функции, которые им предписывает концепция развития науки через накопление. Все труднее становится отличать научное содержание прошлых наблюдений и убеждений от того, что их предшественники с готовностью называли ошибкой и предрассудком.
Слайд 16Историки не столько стремятся отыскать в прежней науке непреходящие элементы. которые
сохранились до современности, сколько пытаются вскрыть ее историческую целостность в тот период, когда она существовала.
История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) , первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.
Слайд 17Вышесказанное прежде всего относится к истории человеческого общества, но в полной
мере может быть отнесено и к истории отдельных направлений его деятельности, в том числе и информатики и вычислительной техники. Причем, несмотря на предельную краткость этой истории, можно отметить, что соблюдение принципов, провозглашенных Цицероном, представляет значительную трудность.
Слайд 18Методология долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности
(метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов.
Нередко методологию понимают упрощенно как некоторую абстрактную область философии, не имеющую прямого отношения ни к конкретным научным исследованиям, ни к потребностям практики. Сложилось представление, что методология относится исключительно к научной деятельности.
Слайд 20Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности;
в настоящее время стало очевидным, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
Слайд 21В настоящее время общепринятым считается следующее определение:
Методология – это учение
об организации деятельности. Приведенное выше определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
Организация – это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Слайд 22Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными
характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временной структурой. Не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.
Слайд 23Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией
своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность рабочего на конвейере в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Продуктивная деятельность направлена на получение объективно или субъективно нового результата. Любая научно- исследовательская деятельность всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат.
Слайд 24Информация (от лат. informatio, от лат. informare – придавать форму) –
понятие, связанное с объективным свойством материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
Слайд 25Информацией обладает любой материальный объект. Существование информации как объективного свойства материи
логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи – структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов. При каждом из известных взаимодействий материальных объектов – механическом, электромагнитном, гравитационном, сильном и слабом – происходит и информационное взаимодействие, которое в диалектическом материализме называется отражением. Сама по себе информация не материальна, это такой же атрибут материи как, например, движение.
Слайд 26Термин "информатика" начал использоваться в отечественной научно- технической литературе в начале
80-х годов и быстро приобрел широкую популярность. Первоначально он возник во Франции в середине 60-х годов (фр. informatique) и применяется в странах Европы для обозначения области научных знаний, связанных с автоматизацией обработки информации с помощью ЭВМ.
Слайд 28Если говорить более точно, русскоязычный термин "информатика" объединил в себе (кроме
всех прочих значений) наименование двух существенно различных дисциплин "computer science" ("вычислительная наука") и "information science". Термин "information science" уместно по аналогии с " computer science", переводить как "информационное дело" – наука по организации распространения научно- технической информации. Возможно, имеет смысл и в русском языке развести "information science" и "computer science", отделить науку информатику от связанной с ней областью практической деятельности.
Слайд 29Методы и средства информатики материализуются и доходят до конечного пользователя в
виде информационных технологий, ИТ (information technology, IT). Термин "информационные технологии" появился в конце 70- ых годов и его стали применять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы
Слайд 30Вычислительная техника – совокупность технических и математических средств, методов и приѐмов
(вычислительные машины, устройства, приборы, программы и пр.), используемых для облегчения и ускорения решения трудоѐмких задач, связанных с обработкой информации, в частности числовой, путѐм частичной или полной автоматизации вычислительного процесса; отрасль техники, занимающаяся разработкой, изготовлением и эксплуатацией вычислительных машин.
Слайд 32Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон «Об образовании»);
-процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения;
-уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый;
Слайд 33В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт
всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс.
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах
Слайд 34 Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в
специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в1966 году.
Слайд 35Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в
демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.д.