Слайд 1
Письменная речь протекает на основе взаимодействия различных
ВПФ и, прежде всего, восприятия разной модальности, речи, памяти и предметных действий. Эти психические функции обеспечивают необходимые для реализации письма процессы звукоразличения, актуализации образов-представлений буквенных знаков и перекодирование их в систему движений руки.
Слайд 2Структура письма
Первый уровень —
психологический, который решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма.
Слайд 3
лингвистический уровень организации письменной речи - отвечает на вопрос - какими
средствами осуществляется письмо. Этот уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, т.е. реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты.
Слайд 4
Психофизиологический уровень в структуре письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных
систем, которые и лежат в основе письменной речи. Система анализаторов - это не сумма, а сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях (первичных, вторичных и третичных полей).
Слайд 5
Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной,
височной и затылочной зон коры левого полушария мозга.
Слайд 7
Чаще всего несформированность письма (или трудности его формирования) связаны с дисфункцией
(разной этиологии) зоны ТРО, т.е. третичной зоны коры левого полушария, которая лежит в основе сложных форм пространственного и квазипространственного восприятия. В этом случае возникают трудности восприятия и актуализации образа букв, имеющих пространственно ориентированную конфигурацию, которая и несет на себе значение буквы и ее наименование. Эти формы аграфии (или дисграфии) идут в синдроме пространственных расстройств, а следовательно, в синдроме семантической афазии, первичной акалькулии, оптико-пространственной алексии, пространственных расстройств в предметных действиях и общей ориентировке в пространстве.
Слайд 8
Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария
мозга - заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.
Каждая из упомянутых зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Кроме этих зон, каждая из которых обеспечивает модально-специфическое условие протекания письма, лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают условия для программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью.
Слайд 9
Таким образом, аграфия - это сложное и неоднородное расстройство письма, оно
проявляется в разных формах, которые условно можно разделить на две группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы:
1) речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи;
2) гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.
Слайд 10
Первая группа аграфий протекает в синдромах различных форм афазии.
Вторая группа
в синдромах различных форм агнозии, где выделяются:
а) оптическая аграфия (симультанная и литеральная),
б) оптико-пространственная,
в) оптико-мнестическая.
Слайд 11
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных
операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:
артикуляторно-акустическая,
на основе нарушений фонемного распознавания (фонематическая дисграфия),
на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
аграмматическая
оптическая дисграфии.
Слайд 12
Для письменной речи основополагающими являются связи: а) фонема - графема -
для отдельных букв; б) серия фонем - серия графем - для слов.
Мозговые механизмы выработки таких связей состоят в том, чтобы осуществлялось взаимодействие определенных зон левого полушария:
а) левой височной доли, ответственной за освоение фонематического кода языка, и постцентральной (нижнетеменной) области,
б) левой височной доли, ответственной за освоение фонематического кода языка, и премоторной зоны.
Если взаимодействие не осуществляется, то ребенок не усваивает или усваивает с большим трудом, какая буква соответствует какой фонеме. Основная причина этого - плохая проводимость нервных путей, связывающих данные области.
Слайд 13Артикуляторно-акустическая дисграфия
во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией
на почве расстройств устной речи.
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
Слайд 14
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам
звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.
Слайд 15ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИИ ПИСЬМА
Развитие фонематического восприятия.
Работа
над звукопроизношением.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Развитие грамматических навыков.
Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
Слайд 17Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа
и синтеза
Логопедическая тема: «Предлоги и их значение».
Лексическая тема: «Дикие животные и птицы».
Грамматическая тема: «Употребление предлогов в импрессивной и экспрессивной речи».
Цель: развитие навыков пространственных представлений, грамотного употребления предлогов.
Слайд 18Задачи:
коррекционно-образовательные:
обогащение лексического запаса;
уточнение значений предлогов;
развитие функции словоизменения;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие
навыка временных и пространственных представлений;
развитие зрительного гнозиса;
развитие навыков анализа и синтеза словосочетания и предложения;
развитие графомоторных навыков.
Слайд 19воспитательные:
воспитание усидчивости;
воспшание умения работать в коллективе;
воспитание у учащихся нравственных принципов.
Слайд 20Оборудование:
ковролин;
демонстрационный материал;
раздаточный материал на каждого учащегося (тексты, карточки с заданиями .
изображения
диких животных и елки для ковролина;
изображения диких птиц;
-карточки с предлогами и их схемами;
-карточки с инструкциями.
Слайд 34Урок - мастерская по русскому языку в 4 классе
Тема: «Дифференциация
имен существительных по склонениям».
Цель: формирование алгоритма определения склонений имен существительных.
Слайд 35Задачи:
Актуализировать знания детей об именах существительных.
Выделить и обобщить признаки склонений имен
существительных.
Определить пошаговый алгоритм определения склонения
существительных.
Вербализировать графические опорные сигналы при формировании
алгоритма.
Активизировать языковой анализ и синтез, функции обобщения.
Воспитывать самостоятельность
Слайд 36
Оборудование: у каждого ребенка по 4 листа с нумерацией заданий и
макетами схем, карточки с материалом заданий (или использование электронных ресурсов).
Краткое описание. Дети последовательно выполняют задания по инструкции учителя, записывают ответы, соответственно, нумерации заданий на листах и заполняют макеты схем. Затем обобщают результат и самостоятельно (по побуждению учителя) делают вывод.
Задания могут даваться в разных формах: на слух, с помощью табличек, с опорой на иллюстративный материал и т. п.
Слайд 37
Лист № 1. Задания.
1. Послушай (прочитай) предложения,
выбери из предложений
существительные. Запиши их в начальной форме.
(Капля воды упала на землю. В армии дядя Ваня старшина.)
2. Определи род. Дорисуй значок к каждому слову.
3. Выпиши последнюю букву из каждого слова в клеточки-окончания.
4. Заполни схему I.
Запись на листе.
Слайд 39Лист № 2. Задания.
1. Поставь выделенные слова в начальную форму.
По полю скакал
конь.
В окно светило солнце.
Порез на пальце и плече завязали бинтом.
2.Определи род. Дорисуй значок к каждому слову.
3. Выбери окончания. Впиши в схему.
4. Заполни схему II.
Запись на листе.
Слайд 41
Лист№ 3. Задания.
1. Выбери из предложений существительные. Запиши слова в начальной
форме.
Легкая лань
бежала по степи.
Мать попросила дочь принести немного соли.
2. Определи род.
3. Выпиши окончания. Какая буква есть на конце каждого слова?
4. Заполни схему III.
Запись на листе
Слайд 43Лист № 4
1. Заполни схемы. Скажи словами.
Слайд 463. Отправь слова по адресу. Делай шаги по лесенке 2.
Ветка, медведь,
боль, облако, лес, мель, трава, пчела, обломок,
дерево, ночь, земля.