Слайд 1Конфликт
Висман Светлана Геннадьевна
МБОУ «Нововосточная СОШ»
Слайд 21. Конфликт и конфликтная ситуация
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых
друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Слайд 3Конфликтная ситуация – это специфическое состояние социальной системы, общности, группы или
взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных ценностей.
Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.
Слайд 4На конфликтную ситуацию обычно влияют: объекты конфликта, его субъекты (стороны), участники,
позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.
Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить.
Субъекты конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.
Слайд 5Образ конфликта (конфликтной ситуации) – это субъективное отображение предмета конфликта в
сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Таким образом, структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы:
Слайд 62. Виды и функции конфликтов
I. В зависимости от количества участников конфликты
бывают:
Внутриличностные – столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
Межличностные – предполагают столкновение индивидов между собой.
Между личностью и группой – возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, её ожиданиям.
Межгрупповые – при которых конфликтующие стороны выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений.
Слайд 7II. В зависимости преобладающих последствий для участников:
Конструктивные – в качестве своих
последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений и т.д.
Деструктивные – ведут преимущественно к разрушению группы, в которых они происходят.
Слайд 8III. В зависимости от природы возникновения конфликта:
Социальные – высшая степень развития
противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (межгосударственные, межнациональные, этнические, национальные).
Организационные – протекающие в рамках предприятий, организаций и является следствием организационного регламентирования деятельности личности.
Эмоциональные и личностные – обусловлены реакцией индивида на ущемление его интересов.
Слайд 9IV. В зависимости от «валентности» равных по силе воздействий (внутриличностные конфликты):
«Приближение
– приближение» – необходимость сделать выбор из двух в равной степени привлекательных альтернатив (случай буриданова осла).
«Приближение – удаление» – одна и та же цель является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывая как положительные, так и отрицательные эмоции («и хочется и колется»)
«Удаление – удаление» – необходимость выбрать из двух в равной степени не привлекательных альтернатив.
Слайд 103. Динамика конфликта
Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в
динамике предполагает выявление стадии конфликта, которые наиболее отчетливо можно представить в виде графика.
Слайд 12I – предконфликтная ситуация
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального
конфликта, так как подлинным конфликтом он становится лишь на следующей стадии.
2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений.
3. Попытки решить ситуацию неконфликтными способами: убеждение, просьба, информирование, уступка и т.д.
4. Предконфликтная ситуация характеризуется осознанием угрозы не как потенциальной, а как реальной.
Слайд 13II – конфликт
5. Инцидент – это первое столкновение, проба сил, попытка
решить проблему в свою пользу.
6. Эскалация – резкая интенсификация борьбы противодействующих сторон.
7.Противодействие. Интенсивность его снижается, поскольку происходит осознание, что продолжение конфликта не приносит ожидаемого результата. Однако действия по достижению согласия еще не предпринимаются.
8. Завершение конфликта представляет собой переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.
Слайд 14
III – послеконфликтная ситуация
9. Частичная нормализация отношений. Происходит коррекция самооценок, притязаний,
отношения к оппоненту.
10. Полная нормализация отношений – это осознание важности конструктивных отношений.
Слайд 154. Стратегии поведения в конфликте
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации связаны
с общим источником любого конфликта – несовпадение интересов двух и более сторон.
Слайд 17Конкуренция. Человек старается удовлетворить собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая
других людей принимать его решение проблемы.
Уклонение. Человек не отстаивает свои права и не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы, а просто уходит от проблемы, игнорируя её, перекладывая ответственность за её решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные проблемы.
Приспособление. Человек действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы, то есть жертвует собственными интересами в пользу другого человека, уступая ему.
Сотрудничество. Участники конфликта приходят в альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот стиль побуждает человека к открытому обсуждению его нужд и желаний.
Компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое.
Слайд 185. Тактика поведения в конфликте
Тактика поведения в конфликте – это средства,
обеспечивающие стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте. В ходе инцидента и эскалации могут применяться следующие виды тактик воздействия на оппонента.