Слайд 1МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образование
«Хакассий государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт
непрерывного и педагогического образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Дизартрия
Абакан, 2019
Слайд 2
ДИЗАРТРИЯ (лат.) –
греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи
– произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение)
ДИЗАРТРИЯ
- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Слайд 3Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в
разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной
системы:
в легких случаях - отдельные искажения звуков, «смазанная речь»;
в более тяжелых - искажения, замены и пропуски звуков, нарушение темпа, выразительности, модуляции, в целом произношение становится невнятным;
при тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).
Слайд 4Причины дизартрии
У взрослых:
очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга;
инфекционные
болезни нервной системы;
черепно-мозговые травмы.
У детей:
перинатальная патология;
легкая асфиксия;
родовая травма;
поражение нервной системы при гемолитической болезни;
пороки развития нервной системы;
наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Слайд 5Патогенез дизартрии
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы
под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.
Слайд 7Клинико-физиологические аспекты дизартрии
Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга.
Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
Слайд 8Особенности дизартрии у детей
смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что
связано с диффузностью поражения мозговых структур
сочетание дизартрии с ЗРР, ЗПР, моторной алалией, заиканием
сложная дезинтеграция речевого развития в целом, так как неблагоприятное воздействие оказывается на развивающийся мозг
Слайд 9Психолингвистические аспекты дизартрии
нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего
оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений;
нарушения языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова (недостаточная упроченность кинестезий);
недостаточность формирования общей схемы высказывания (трудности в выделении существенный и торможении побочных связей);
недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования.
Слайд 10Классификация дизартрии
На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина)
На
основе синдромологического подхода (И.И. Панченко)
По степени нарушения речи
Слайд 11Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи
Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная
дизартрия
Экстрапирамидная (или подкорковая) дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Слайд 12Классификация на основе синдромологического подхода
спастико-паретическая дизартрия
спастико-ригидная дизартрия
спастико-гиперкинетическая дизартрия
спастико-атактическая дизартрия
атактико-гиперкинетическая дизартрия
Слайд 13Классификация по степени нарушения речи
Стертая дизартрия
Дизартрия
Анартрия
Слайд 14Симптоматика дизартрии
Симптомы дизартрии
Речевые симптомы
Неречевые симптомы
I. Синдром нарушения
артикуляционной моторики
II. Синдром нарушения
речевого дыхания
III синдром нарушения голоса
и мелодико-интонационные
расстройства
Нарушение общей
моторики, тонкой моторики
рук, мимики
2. Нарушение познавательных
функций
3. Особенности эмоционально-
волевой сферы
Слайд 15Синдром нарушения артикуляционной моторики
Нарушение тонуса речевых мышц (гипотония, гипертония, дистония);
Ограничение подвижности
артикуляционного аппарата вследствие парезов и параличей;
Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор, синкинезии) органов артикуляции;
Дискоординантные расстройства в процессе артикуляционных движений (гипо- и гиперметрия);
Нарушения реципрокной иннервации;
Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от рецепторов, расположенных в артикуляционных мышцах;
Оральные и артикуляционные диспраксии (кинетические и кинестетические);
Сохранность врожденных автоматизмов (позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма).
Слайд 16Синдром нарушения речевого дыхания
Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи;
Активный
выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот;
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох;
Тенденция говорить на вдохе;
Слайд 17Синдром нарушения голоса
и мелодико-интонационные
расстройства
недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий,
иссякающий в процессе речи);
нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.);
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона);
нарушение мелодико-интонационной стороны речи.
Слайд 18Таким образом:
основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи
— определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств;
при дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Слайд 19Обследование детей с дизартрией
Обследование строится:
на общем системном подходе,
с учетом
специфики речевых и неречевых нарушений,
общего психоневрологического состояния ребенка,
возраста ребенка.
Слайд 20Ранняя диагностика дизартрии:
наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие
(афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов),
асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска,
недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций,
сохранность врожденных безусловных рефлексов,
речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.
Слайд 21Диагностика стертой дизартрии
Основные критерии диагностики:
наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных
нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации);
наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);
замедленный темп артикуляционных движений;
трудность удержания артикуляционной позы;
трудность в переключении артикуляционных движений;
стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
наличие просодических нарушений.
Слайд 22Функциональные пробы
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед
и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Слайд 23Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональной дислалии
Слайд 24Логопедическое заключение составляется совместно врачом и логопедом
1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.
2.Псевдобульбарная
дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.
У школьника может быть такой вариант:
3.Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
4.Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).
(по Л.С. Волковой)
Слайд 25ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРИ ДИЗАРТРИИ
1. Подготовительный этап
- нормализация мышечного тонуса
(логопедический массаж)
- артикуляционная гимнастика (пассивная и активная)
- работа над дыханием (формирование навыка нижнереберного диафрагмального дыхания, координация процесса дыхания и голосоведения)
- работа над голосом (формирование навыка «мягкого» голосоведения, развитие силы, высоты, громкости, тембральной окраски голоса)
- развитие навыков невербальной коммуникации
Слайд 262. Этап постановки и начальной автоматизации звуков
3 этап. Автоматизация поставленных звуков
в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, пословицах и поговорках
4 этап. Дифференциация поставленных звуков.
5 этап. Формирование просодических характеристик: темпо-ритмической организации речи, её интонационно-мелодической выразительности, дикционного качества речи.