Презентация, доклад по теме Дизартрия

Содержание

ДИЗАРТРИЯ (лат.) – греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение) ДИЗАРТРИЯ - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Слайд 1МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование «Хакассий государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт

непрерывного и педагогического образования Кафедра дошкольного и специального образования



Дизартрия





Абакан, 2019

МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование «Хакассий государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного и

Слайд 2 ДИЗАРТРИЯ (лат.) – греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи

– произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение)



ДИЗАРТРИЯ
- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ (лат.) –  греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (dis —

Слайд 3Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи


Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в
разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной
системы:
в легких случаях - отдельные искажения звуков, «смазанная речь»;
в более тяжелых - искажения, замены и пропуски звуков, нарушение темпа, выразительности, модуляции, в целом произношение становится невнятным;
при тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются вразной

Слайд 4Причины дизартрии
У взрослых:
очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга;
инфекционные

болезни нервной системы;
черепно-мозговые травмы.

У детей:
перинатальная патология;
легкая асфиксия;
родовая травма;
поражение нервной системы при гемолитической болезни;
пороки развития нервной системы;
наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Причины дизартрииУ взрослых:очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга;инфекционные болезни нервной системы;черепно-мозговые травмы.У детей:перинатальная патология;легкая

Слайд 5Патогенез дизартрии
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы

под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.
Патогенез дизартрииПатогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных)

Слайд 6Механизмы дизартрии

Механизмы дизартрии

Слайд 7Клинико-физиологические аспекты дизартрии
Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга.

Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Клинико-физиологические аспекты дизартрииКлинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении

Слайд 8Особенности дизартрии у детей
смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что

связано с диффузностью поражения мозговых структур
сочетание дизартрии с ЗРР, ЗПР, моторной алалией, заиканием
сложная дезинтеграция речевого развития в целом, так как неблагоприятное воздействие оказывается на развивающийся мозг

Особенности дизартрии у детейсмешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что связано с диффузностью поражения мозговых структурсочетание

Слайд 9Психолингвистические аспекты дизартрии
нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего

оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений;
нарушения языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова (недостаточная упроченность кинестезий);
недостаточность формирования общей схемы высказывания (трудности в выделении существенный и торможении побочных связей);
недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования.
Психолингвистические аспекты дизартриинарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и

Слайд 10Классификация дизартрии
На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина)
На

основе синдромологического подхода (И.И. Панченко)
По степени нарушения речи
Классификация дизартрииНа основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина)На основе синдромологического подхода (И.И. Панченко)По степени

Слайд 11Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи
Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная

дизартрия
Экстрапирамидная (или подкорковая) дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи Бульбарная дизартрияПсевдобульбарная дизартрияЭкстрапирамидная (или подкорковая) дизартрияМозжечковая дизартрияКорковая дизартрия

Слайд 12Классификация на основе синдромологического подхода
спастико-паретическая дизартрия
спастико-ригидная дизартрия
спастико-гиперкинетическая дизартрия
спастико-атактическая дизартрия
атактико-гиперкинетическая дизартрия

Классификация на основе синдромологического подходаспастико-паретическая дизартрияспастико-ригидная дизартрияспастико-гиперкинетическая дизартрияспастико-атактическая дизартрияатактико-гиперкинетическая дизартрия

Слайд 13Классификация по степени нарушения речи
Стертая дизартрия
Дизартрия
Анартрия

Классификация по степени нарушения речиСтертая дизартрияДизартрияАнартрия

Слайд 14Симптоматика дизартрии
Симптомы дизартрии
Речевые симптомы
Неречевые симптомы
I. Синдром нарушения
артикуляционной моторики
II. Синдром нарушения


речевого дыхания
III синдром нарушения голоса
и мелодико-интонационные
расстройства


Нарушение общей
моторики, тонкой моторики
рук, мимики
2. Нарушение познавательных
функций
3. Особенности эмоционально-
волевой сферы

Симптоматика дизартрииСимптомы дизартрииРечевые симптомыНеречевые симптомыI. Синдром нарушенияартикуляционной моторики II. Синдром нарушения речевого дыхания III синдром нарушения голоса

Слайд 15Синдром нарушения артикуляционной моторики
Нарушение тонуса речевых мышц (гипотония, гипертония, дистония);
Ограничение подвижности

артикуляционного аппарата вследствие парезов и параличей;
Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор, синкинезии) органов артикуляции;
Дискоординантные расстройства в процессе артикуляционных движений (гипо- и гиперметрия);
Нарушения реципрокной иннервации;
Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от рецепторов, расположенных в артикуляционных мышцах;
Оральные и артикуляционные диспраксии (кинетические и кинестетические);
Сохранность врожденных автоматизмов (позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма).
Синдром нарушения артикуляционной моторикиНарушение тонуса речевых мышц (гипотония, гипертония, дистония);Ограничение подвижности артикуляционного аппарата вследствие парезов и параличей;Наличие

Слайд 16Синдром нарушения речевого дыхания
Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи;
Активный

выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот;
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох;
Тенденция говорить на вдохе;
Синдром нарушения речевого дыханияРитм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи; Активный выдох укорочен и происходит обычно через

Слайд 17Синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства
недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий,

иссякающий в процессе речи);
нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.);
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона);
нарушение мелодико-интонационной стороны речи.
Синдром нарушения голоса  и мелодико-интонационные  расстройстванедостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи);нарушения

Слайд 18Таким образом:
основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи

— определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств;
при дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Таким образом:основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности

Слайд 19Обследование детей с дизартрией
Обследование строится:
на общем системном подходе,
с учетом

специфики речевых и неречевых нарушений,
общего психоневрологического состояния ребенка,
возраста ребенка.
Обследование детей с дизартриейОбследование строится: на общем системном подходе, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего

Слайд 20Ранняя диагностика дизартрии:
наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие

(афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов),
асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска,
недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций,
сохранность врожденных безусловных рефлексов,
речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.
Ранняя диагностика дизартрии: наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или

Слайд 21Диагностика стертой дизартрии
Основные критерии диагностики:
наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных

нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации);
наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);
замедленный темп артикуляционных движений;
трудность удержания артикуляционной позы;
трудность в переключении артикуляционных движений;
стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
наличие просодических нарушений.

Диагностика стертой дизартрииОсновные критерии диагностики: наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений (ограничение объема наиболее тонких и

Слайд 22Функциональные пробы
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед

и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Функциональные пробы Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней

Слайд 23Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональной дислалии

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональной дислалии

Слайд 24Логопедическое заключение составляется совместно врачом и логопедом
1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.
2.Псевдобульбарная

дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.
У школьника может быть такой вариант:
3.Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
4.Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).
(по Л.С. Волковой)
Логопедическое заключение составляется совместно врачом и логопедом1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.2.Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.У школьника может быть

Слайд 25ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ
1. Подготовительный этап
- нормализация мышечного тонуса

(логопедический массаж)
- артикуляционная гимнастика (пассивная и активная)
- работа над дыханием (формирование навыка нижнереберного диафрагмального дыхания, координация процесса дыхания и голосоведения)
- работа над голосом (формирование навыка «мягкого» голосоведения, развитие силы, высоты, громкости, тембральной окраски голоса)
- развитие навыков невербальной коммуникации

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ   ПРИ ДИЗАРТРИИ 1. Подготовительный этап- нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж)- артикуляционная гимнастика

Слайд 262. Этап постановки и начальной автоматизации звуков
3 этап. Автоматизация поставленных звуков

в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, пословицах и поговорках
4 этап. Дифференциация поставленных звуков.
5 этап. Формирование просодических характеристик: темпо-ритмической организации речи, её интонационно-мелодической выразительности, дикционного качества речи.


2. Этап постановки и начальной автоматизации звуков3 этап. Автоматизация поставленных звуков в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях,

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть