интеграция самопознания
и других дисциплин
подготовила: ким с.п., учитель самопознания, сш № 198
кызылорда, 2015
Слайд 2План
Два крыла образования
Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин
Пути интеграции
самопознания и других дисциплин
Примеры интеграции на материале современной науки
Примеры интеграции на материале школьных дисциплин
Слайд 3 Два крыла образования
Почему наши современные дети не хотят
учиться,хотя мы знаем,что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое,исследовать окружающий мир? В чем же парадокс? Ответ прост: дети жаждут знаний,но они жаждут знаний живых.Тогда какие знания живые, а какие мертвые? Ш.А.Амонашвили,вдохновитель гуманной педагогики так отвечает на этот вопрос: «Что есть мертвые знания? Это те знания,которые забываются сразу,как только сообщаются. …Это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут…»
Слайд 4 «Живые знания-те
знания,которые:
- одухотворяют человека;
- влекут к горизонтам науки;
- воодушевляют мысль на новые поиски;
- несут просветление и эволюцию;
- Живые знания – крылья,
- мертвые знания –гири на ногах»
Слайд 5 Образование должно быть ради жизни,а не
только ради заработка на жизнь
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее образование для ума) и
нравственно-духовного (внутреннее образование для сердца).
Необходимо воссоединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.
Внешнее образование означает успех во внешней жизни.
Внутреннее образование означает нравственность в жизни.
Успех приходит и уходит.
Нравственность приходит и возрастает.
Слайд 6Интеллектуальное (внешнее образование для ума)
Нравственно-духовное (внутреннее образование для сердца)
Цель внешнего образования
– информация, интернет (внешняя
связь). Развивает интеллект. Обращено к уму и телу.
Цель внутреннего образования – трансформация, иннернет
(внутренняя связь).Выявляет общечеловеческие ценности, скры-
тые в недрах души. Обращено к сердцу.
Оба эти аспекта важны для развития человечества, подобно двум
крыльям у птицы.
Слайд 7 Внешнее образование
для ума
Исследует внешний мир
Книжное знание
Пробуждает желания, притягивает к внешнему
Необходимо, чтобы выжить
Развивает интеллект
Обращено к уму и телу
Цель внешнего образова-
ния – информация
Интернет ( внешняя связь)
Вызывает аллергию
Внутреннее образование
для сердца
Исследует внутренний мир(кто
я?)
Практическое знание (невозможно
познать не имея личного опыта)
Выявляет общечеловеческие
ценности,скрытые в сердце каж-
дого человека
Связано с целью жизни (для чего
жить)
Развивает интуицию
Обращено к сердцу
Цель внутреннего образования –
трансформация
Иннернет ( внутренняя связь)
Дает энергию
Слайд 8Целостное образование = внешнее образование + внутреннее образование
Затронуты все аспекты человеческой
личности- гармоничное развитие ума, рук и сердца
Развитие уравновешенной личности
Выявление изначально присущих человеку нравственно-духовных качеств и претворение их в практику жизни
Цель – воспитание характера, который проявляется в единстве мысли, слова и дела
Слайд 9 Внешняя и внутреняя интеграция самопознания и
других дисциплин
Интеграция (от лат.integratio соединение,восстановление)
нравственно-духовного образования «Самопознание» в
предметы – это, прежде всего, оживление школьных зна-
ний, синтез всех предметов на основе духовных ценнос-
тей и видения единства в многообразии, т.е. должны сос -
тавить единое целое со всем,чему мы учим.
Интеграция – сложное междисциплинарное научное
понятие,употребляемое в целом ряде гуманитарных
наук: философия,социология,психология,педагогика и
др.
Слайд 10 Различают внешнюю интеграцию (применение методических
приемов самопознания): позитивный настрой,
рассказывание
историй, пение песен, творческая работа, игры должны
иметь глубокий нравственно-духовный смысл.
Содержание песни должно способствововать очищению
сознания, притчи,истории и последующие беседы помогают
духовному росту учащихся;
и внутреннюю интеграцию, которая основана на целостном
понимании мира человека.
Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик
интеграции.
Ирена Стульпинене,учитель физики.
Отрывок из ее книги «Физика языком сердца»:
«Когда основы определены, тогда и содержание пред-
мета могу интерпретировать согласно своему
мировоззрению. …Содержание учебника и новые
научные факты - это текст урока. Но мировоззре-
ние есть возможность эти знания «очеловечить»,
«согреть»,облагородить,одухотворить- это
подтекст урока».
Слайд 12
Пути интеграции самопознания и других дисциплин
Существуют
три пути интеграции других общеобразо-
вательных предметов и самопознания:
1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых
и из истории развития науки.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании
каждого учебного предмета
Слайд 13Вдохновляющие примеры из жизни великих людей
Пирогов Николай Иванович (1810-1881)-гений русской науки,внес огром-
ный вклад в хирургию, военно-полевую хирургию. Помимо этого он зани-
мался проблемами педагогики и общественной жизни. В 1855 году во время
Крымской войны Пирогов с болью в сердце наблюдал мрачную картину
организации помощи раненным в русской армии: «Над лагерем мучеников,
сложенных и сваленных зря,как попало,в солдатские палатки,вдруг
разразился ливень и промочил насквозь не только людей,но даже и мат-
рацы под ними. Несчастные так и валялись в лужах. …Кроме того,он
организовал общину сестер милосердия для ухода за ранеными.Он зани-
мался пед.деятельностью: «Быть человеком-вот к чему должно вести
Воспитание»…
Н.И.Пирогов органично сочетал черты великого мыслителя и гражда-
нина,воплощая собой идеальный образ врача,являя пример для новых и
новых поколений.
Слайд 14 Вдохновляющие примеры из жизни великих
ученых
1. У Ньютона была большая собака по имени Даймонд и он ее сильно
любил. Однажды Ньютон закончил свой научный труд и решил прогу-
ляться. Даймонд последовал за хозяином, но когда перепрыгнул через
стул, свеча упала на манускрипт и все работы Ньютона были уничто-
жены. Но он не высказал гнева, а только спокойно сказал:«Даймонд, ты
никогда не поймешь,что ты натворил сегодня».
2. Гениальный физик Майкл Фарадей,«король» физиков,был скромным и
простым человеком.Читал лекции о физике для детей и взрослых прос-
тым,доступным научным языком.Например,в закл.своей лекции «Хими-
ческая история свечи» он сказал так: «В заключение-а рано или поздно
конец нашим беседам должен быть-я могу только выразить вам свое по-
желание,чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой,т.е.
могли бы быть светочем для окружающих,и чтобы во всех ваших дей-
ствиях вы подражали красоте пламени,честно и эффективно выполняя
свой долг перед человечеством».
Слайд 15 Знакомство с открытиями современной
науки
1. Яп.ученый Масару Эмото в своих открытиях показал,
что вода это универсальный носитель информации,в кот.
в форме кристаллов записываются слова и мысли челове-
ка.Ученый говорит,что все существующее имеет вибра-
цию и написанные слова также имеют вибрацию.Тело
чел. на 70% сост. из воды,можно представить,как слова
и мысли влияют на наше состояние.
2.Вся материальная Вселенная сознательна,каждый атом
Вселенной имеет сознание.
3.Любовь-это не просто эмоция, а мощная энергия, кото-
рая преображает окр.мир,рождает и поддерживает
жизнь. (Опыты с растениями )
Слайд 16 Выявление общечеловеческих ценностей
в содержании учебных предметов
Пример1. Геометрия. Прямая линия – это кратчайшее расстояние между
двумя точками. Прямая линия учит нас идти к поставленной цели прямо,
без отклонений.Мы не должны позволять другим отговаривать себя или
сбивать нас с выбранного пути. Не теряйте время на окружные пути.
Потеря времени – потеря жизни.
Пример2. Алгебра. Линейная функция Y= кX, X-доверие, Y-дружба.
Когда растет доверие, растет и дружба, если Х=0, то и Y=0, т.е.,если нет
доверия, то нет и дружбы.
Слайд 17 Когда есть мир в душе человека, есть мир
в семье.
Когда есть мир в семье, есть мир
в обществе.
Когда есть мир в обществе, есть мир
в государстве.
Когда есть мир в государстве,
есть мир во всем мире.
Народная мудрость