Презентация, доклад по речевой культуре педагога

Содержание

Как говорим – так и живёмНе знаю я, куда мне «бечь»,Мы засорили нашу речь.Живём то «клёво», то в «прикиде»,Но в основном на жизнь в обиде.«Блины» висят на языке,И грубые слова.И без конца из уст летит,Хула, хула,

Слайд 1


Слайд 4Как говорим – так и живём
Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы

засорили нашу речь.
Живём то «клёво», то в «прикиде»,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят на языке,
И грубые слова.
И без конца из уст летит,
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Учиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Это излечит наше состоянье,
Огромного требует речь вниманья.
А коль начнём за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
Н. Невская
Как говорим – так и живёмНе знаю я, куда мне «бечь»,Мы засорили нашу речь.Живём то «клёво», то

Слайд 5ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ
БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Подготовила Капустянская

Татьяна Алексеевна,
классный руководитель
33 группы

Бутурлиновка, 2017

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИБУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙПодготовила Капустянская Татьяна Алексеевна, классный руководитель 33 группыБутурлиновка,

Слайд 6В. Шефнер «Устная речь»
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой,

не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность, разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

В. Шефнер «Устная речь»Это так, а не иначе.Ты мне, друг мой, не перечь:Люди стали жить богаче,Но беднее

Слайд 71. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.
2. Мать

велела дочери налить себе воды.
3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.
4. Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости.
5. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

ИСПРАВЬТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

1. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.2. Мать велела дочери налить себе воды.3. Памятник

Слайд 8Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное

и незатруднённое применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи
Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях

Слайд 11РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
ЧТО ИЗУЧАЕТ

РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕЧТО ИЗУЧАЕТ

Слайд 13Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества

средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (С.И. Ожегов)
Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора

Слайд 14нормы
СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком
НЕ

СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ, т.е. возможны варианты
нормыСТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языкомНЕ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ, т.е. возможны варианты

Слайд 15 1) по месту ударения: родИлся – родилсЯ, ржАветь –

ржавЕть, хАос – хаОс; 2) связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая – було[шн]ая, д[е]кан – д[э]кан; 3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль – нуль, галоша – калоша, тоннель – туннель; 4) морфологические: заусеница – заусенец

ПРИМЕРЫ ВАРИАНТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМ ЯЗЫКА

1) по месту ударения:   родИлся – родилсЯ,  ржАветь – ржавЕть,   хАос

Слайд 16Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или

(в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу, либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребёнка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребёнка, одеть куклу

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по

Слайд 17Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении. В современной литературной норме слово

кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим). В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребёнку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно

ЕСТЬ – КУШАТЬ

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своём употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме

Слайд 18ПОДСКАЗАТЬ – СКАЗАТЬ
Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно

сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

ПОДСКАЗАТЬ – СКАЗАТЬГлагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное

Слайд 19ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ
Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в

возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...).
Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.
Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд

ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬГлагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях,

Слайд 20«КЛАСТЬ» И «ЛОЖИТЬ»
Нормой является употребление слова «класть», в то время как

«ложить» является просторечием.
Глагол «класть» употребляется без приставок.

Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная – говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» – просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными
«КЛАСТЬ» И «ЛОЖИТЬ»Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. Глагол «класть» употребляется

Слайд 21ЭМИГРАЦИЯ ИЛИ ИММИГРАЦИЯ?

Термин эмиграция означает выезд из страны, в которой Вы

живёте. Термин иммиграция означает въезд в страну, в которую Вы переезжаете. То есть в своей стране, из которой Вы уезжаете, Вы являетесь эмигрантом (отъезжающим), а в той стране, в которую Вы въезжаете, Вы являетесь иммигрантом (то есть въехавшим)
ЭМИГРАЦИЯ ИЛИ ИММИГРАЦИЯ?Термин эмиграция означает выезд из страны, в которой Вы живёте. Термин иммиграция означает въезд в

Слайд 22 Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают

разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж
НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЁМ, ПЕЧЁШЬ, ПЕЧЁТЕ, ПЕЧЁТ, ПЕКУТ.
Но НЕ! Пекёшь, пекёт, пекём, пекёте
НОРМА: ЖГУ, ЖЖЁМ, ЖЖЁШЬ, ЖЖЁТЕ, ЖЖЁТ, ЖГУТ.
Частая ошибка – без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгёшь, жгёт, жгём, жгёте.
Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЁМ, СТРИЖЁШЬ, СТРИЖЁТЕ, СТРИЖЁТ, СТРИГУТ.
НО НЕ! Стригём, стригёшь, стригёте
Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч

Слайд 23ТОРТЫ, БАНТЫ, ЛИФТЫ
В словах под ударением должен быть первый гласный звук

во всех формах:
(тОртов, бАнтов, лИфтов;
в тОртах, в бАнтах, в лИфтах;
на тОртах, на бАнтах, на лИфтах;
лИфт, лИфта, лИфту, лИфтом, на лИфте)
ТОРТЫ, БАНТЫ, ЛИФТЫВ словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах:(тОртов, бАнтов, лИфтов; в

Слайд 24ЗвонИть
Глаголы, образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться),

во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонИть
(позвонИшь, перезвонИт, созвонИмся и т.д.)
ЗвонИтьГлаголы, образованные от глагола звонИть с разными приставками (позвонИть, перезвонИть, созвонИться), во всех формах произносятся с таким

Слайд 25вКЛЮЧИТЬ
Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включИть, но

с другими приставками (подключИть, переключИть, подключИться, заключИть) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включИть (подключИт, заключИм, подключИшься и т.д.)

вКЛЮЧИТЬГлаголы с тем же корнем, что и в глаголе включИть, но с другими приставками (подключИть, переключИть, подключИться,

Слайд 26ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ
1. Произношение некоторых гласных:
афЕра (не афёра); бытиЕ (не бытиё); манЁвр

(не маневр)
2. Произношение некоторых согласных:
коне[ш]но (не коне[ч]но); пре[тэ]нзия (не пре[т'э]нзия
3. Произношение заимствованных слов:
п[о]эзия (не п[а]эзия); му[з'э]й (не му[зэ]й); ла[зэ]р (не лаз['эр])
4. Произношение отдельных слов:
учреждение (не уч[е]реждение); инцидент (не инци[н]дент)
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ1. Произношение некоторых гласных:афЕра (не афёра); бытиЕ (не бытиё); манЁвр (не маневр) 2. Произношение

Слайд 27ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ
5. Произношение имён собственных
НикарАгуа, Шри-ЛанкА,
КИжи, Ш[о]пен,
Декарт [дэ], Алексий

II
6. Трудности ударения
безвариантные формы:
алфавИт, ходАтайство, валовОй, оптОвый, баловАть, начатА
7. Ударение в отдельных грамматических формах
начат – начата – начаты
занят – занята – заняты
ведомость – ведомостей
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ5. Произношение имён собственныхНикарАгуа, Шри-ЛанкА,КИжи, Ш[о]пен,Декарт [дэ], Алексий II 6. Трудности ударениябезвариантные формы:алфавИт, ходАтайство,

Слайд 30договОр, добЫча, диспансЕр (э), досУг,
зАговор, каталОг, ломОть, дремОта, мОрщить, обеспЕчение,

оптОвый, хаОс, ходАтайствую, фенОмен, ломОта, зевОта, свЁкла, квартАл, пулОвер, тОрты, досУг, столЯр, языковЫе срЕдства, жалюзИ, звонИт, красИвее, щавЕль, балУю, намЕрение, каучУк, премировАть, Августовская, рефлЕксия Большинство поэтов считали К нам пришёл, пришла (наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребёнком пошли к врачу
договОр, добЫча, диспансЕр (э), досУг, зАговор, каталОг, ломОть, дремОта, мОрщить, обеспЕчение, оптОвый, хаОс, ходАтайствую, фенОмен, ломОта, зевОта,

Слайд 31Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет,

говорит, думает Д.С. Лихачёв
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает		Д.С. ЛихачёвМой верный друг, мой

Слайд 32Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками
И.С. Тургенев

Следите за собственной речью; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок
В.А. Кан-Калик
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками

Слайд 33Давайте вместе ПОВТОРИМ
избалОванный
новорождЁнный
мусоропровОд
нефтепровОд
газопровОд
медикамЕнты
столЯр
каталОг
партЕр
кУхонный
арЕст
добЫча
ПРАВИЛЬНО
цЕнтнер
фарфОр
изобретЕние
ходАтайствовать
ломОть
придАное
приобретЕние
прирОст
разведЁнный
украИнский
усугубИть
на вЫборах

Давайте вместе ПОВТОРИМизбалОванныйноворождЁнныймусоропровОднефтепровОдгазопровОдмедикамЕнтыстолЯркаталОгпартЕркУхонныйарЕстдобЫчаПРАВИЛЬНОцЕнтнерфарфОризобретЕниеходАтайствоватьломОтьпридАноеприобретЕниеприрОстразведЁнныйукраИнскийусугубИтьна вЫборах

Слайд 34ИТАК:
Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах, но вполне возможно:
1)

не делать грубых ошибок (ложить, звонят);
2) не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях
ИТАК:Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах, но вполне возможно:1) не делать грубых ошибок (ложить, звонят);2)

Слайд 35 Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к

своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
(К.Г. Паустовский)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему

Слайд 36СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко

научиться произносить в словах буквы и звуки правильно!
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко научиться произносить в словах буквы и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть