Слайд 1ГКОУ « Лемешкинская С(к)ОШИ»
Работа со случаем жестокого обращения с детьми
социальный
педагог И. А. Савчук
Психолог Н. С. Рябоконь
Слайд 2Виды жестокого обращения;
Признаки жестокого обращения;
Работа со случаем жестокого обращения;
Правовые последствия жестокого
обращения с детьми.
Программа семинара:
Слайд 3 Жестокое обращение с детьми – умышленные деяния родителей, воспитателей и др.
лиц, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Слайд 44 вида жестокого обращения:
Физическое насилие;
Сексуальное насилие;
Эмоциональное насилие;
Пренебрежение нуждами ребенка.
Слайд 5
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Слайд 6К физическому насилию относятся:
удары, удушение, заключение в запертом помещении, причинение увечий,
избиение
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание и др.
Слайд 7Признаки физического насилия над ребенком могут включать в себя:
Синяки под глазами,
ушибы на обеих сторонах головы или тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне головы или тела);
Часто появляющиеся увечья, такие как синяки, порезы, ожоги, особенно если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
Враждебное или агрессивное поведение ребенка;
Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или испытываемое им чувство страха по отношению к родителю.
Слайд 8Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без
такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Слайд 9«Синдром приспособления» включает в себя 5 стадий:
Секретность;
Беспомощность;
Загнанность в ловушку;
Противоречивое раскрытие правды;
Отречение.
Слайд 10Признаки совращения детей могут включать в себя:
Симптомы заразных венерических заболеваний;
Повреждения
в области половых органов;
Трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
Сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
Появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
Преследование других детей на сексуальной почве.
Слайд 11Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие
на ребенка, тормозящие развитие личности и приводящие к формированию патологических черт характера.
Слайд 12
Формы психологического насилия:
Отвержение;
Терроризирование;
Изоляция;
Эксплуатация (развращение);
Игнорирование.
Слайд 13Признаки психологического насилия могут включать в себя:
Нервный тик, энурез, печальный вид,
различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания)
Беспокойство или тревожность, нарушение сна, агрессивность, склонность к уеденинию, угрозы или попытки самоубийства, низкая самооценка, нарушение аппетита
Слайд 14Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд 15
Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей могут включать в себя:
Очевидное недоедание ребенка,
апатия или быстрое переутомление;
Ребенок занимается воровством или попрошайничает; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
Ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и др. мед. Услугах, но долго их не получает;
Часто пропускает школу;
Ребенок лишен надлежащего надзора.
Слайд 16 Кто выявляет?
СПЕЦИАЛИСТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ:
детские
поликлиники, ФАПы
детские сады, школы
учреждения дополнительного образования
подростковые клубы, спортивные школы
социально-реабилитационные учреждения
Э Т А П В Ы Я В Л Е Н И Я
Слайд 17Что выявляет?
Признаки семейного кризиса, связанного с трудной жизненной ситуацией в жизни
семьи или одного из членов семьи, который влияет на способность родителей замечать и адекватным образом удовлетворять минимальные возрастные потребности ребёнка
Э Т А П В Ы Я В Л Е Н И Я
Слайд 18 Как выявляют?
Формирование профессионального отношения к фактам нарушения прав
ребёнка
внимание к детям и родителям
интервью с ребёнком и родителями
информирование уполномоченных органов в установленном порядке
Э Т А П В Ы Я В Л Е Н И Я
Слайд 21Факторы, угрожающие безопасности ребенка:
Ребенок получил серьезную физическую травму;
Родитель не может защитить
ребенка от нанесения серьезного вреда его здоровью другими людьми, имеющими доступ к ребенку;
Родитель угрожал ему нанесением серьезного вреда здоровью;
Родитель негативно настроен к ребенку, активно его демонстрирует;
Родитель злоупотребляет алкоголем или имеет наркотическую зависимость;
Родитель страдает заболеванием, которое снижает его способность заботиться о ребенке;
Состояние жилищно-бытовых условий проживания ребенка ставят под угрозу жизнь и здоровье ребенка;
Родитель не может объяснить повреждения у ребенка;
Родитель отказывается от лечения ребенка.
Слайд 22При оценке безопасности ребенка необходимо прийти к одному из решений
Семья способна
самостоятельно справиться с проблемами, не нуждается во вмешательстве
Положение ребенка признается небезопасным, тогда необходимо принимать меры по обеспечению его безопасности
Слайд 23
Распределение степени риска
жестокого обращения с ребенком:
Низкая – опасность трагических последствий для
жизни и здоровья ребенка минимальная или отсутствует. Факты плохого обращения либо не подтверждаются, либо носят единичный характер, не влекут за собой явных последствий для ребенка, родители серьезно относятся к случившемуся и могут влиять на ситуацию с тем, чтобы она не повторилась;
Средняя –факты плохого обращения с ребенком подтверждаются.
Серьезные последствия для жизни и здоровья могут и не наступить в ближайшем будущем, однако, если этой семье не помогать, она неизбежно перейдет на более высокую степень риска и встанет вопрос об отобрании ребенка;
Высокая – оставление ребенка без немедленной помощи
обязательно приведет к смерти, заболеванию, физическим и психическим нарушениям здоровья, грубой дезадаптации ребенка;
Критическая – предполагает немедленное отобрание ребенка из семьи в виду непосредственной угрозы его жизни и здоровья.
Слайд 25ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Слайд 26НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международные акты (Конвенция ООН о
правах ребенка от 20.11.1989 г.)
Конституция РФ
Федеральные НПА:
СК РФ;
УК РФ;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»
ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
КоАП РФ и др. НПА.
Указы президента, постановления правительства
НПА субъектов РФ, ОМСУ
Слайд 27
Административную ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ);
Гражданскую ответственность (ст. 69,73,77 СК
РФ);
Уголовную ответственность (гл.16,18,20 УК РФ)
В СВЯЗИ С КВАЛИФИЦИРУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ ДЕЯНИЯ, ВИНОВНЫЕ ЛИЦА НЕСУТ: