Слайд 1Возрастные особенности подросткового возраста.
Педагог-психолог
Дацко Н.Б., Гимназия№2
Слайд 2Особенности возраста
Стремление к общению со сверстниками – ведущая деятельность, значимость мнения
и оценки сверстников, значимость роли референтной группы, возможен конформизм
Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию
Резкие качественные изменения (познавательные процессы- логическая память, целенаправленность восприятия, абстрактное теоретическое мышление, физиологические изменения)
Асинхронность развития (возможны резкие переходы от активной деятельности к бездеятельности, перепады настроения и т.д.)
Становление нового уровня самосознания «Я-концепции», (я-реальное и я-идеальное)
Слайд 3Значимость подросткового возраста
Через процесс отстаивания взрослости, самостоятельности в относительно безопасных условиях
и не принимающего крайних форм, подросток удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, формирует модель социального поведения.
Слайд 4Кризис независимости («Я уже не ребенок»)
Строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, отрицательное отношение
к требованиям взрослых, протест-бунт, ревность к своей собственности
Острое переживание собственного внутреннего мира
Кризис зависимости («Хочу оставаться ребенком»)
Чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения
Возврат к позициям, которые обеспечивают чувство защищенности, уверенности, благополучия
Слайд 5Стадии подросткового кризиса
1 негативная (предкритическая) - ломка старых стереотипов
2 кульминационная –
13 лет
3 посткритическая – формирование новых структур
Слайд 6Ценность подросткового возраста
Формирование умения учиться в средней школе
Развитие самостоятельности мышления, интеллектуальной
активности, творческого подхода к решению задач
Формирование «Я-концепции»
Развитие учебной мотивации и интересов
Развития навыка сотрудничества, самооценки
Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
формирование чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии
Формирование чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
Формирование интереса к другому человеку как к личности
Слайд 7Направления диагностики
Школьная тревожность
Самооценка
Учебная мотивация
Стрессоустойчивость
Характер межличностных отношений в группе
Слайд 8Рекомендации
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Слайд 9Рекомендации
Будьте терпеливы в общении с подростком. Чаще подбадривайте, замечайте малейшие изменения
в лучшую сторону. А если вы будете постоянно поучать и срываться, то нарушите доверие между вами.
Устанавливайте доверительные отношения. Эти отношения всегда двусторонни. С одной стороны, это признание ребёнком взрослого своим другом. С другой стороны, это и доверие взрослого к своему ребёнку. В этот период происходит некоторое отстранение подростка от родителей. У него появляются свои "личные дела", свои тайны и секреты. Он может чаще уединяться в своей комнате. Это нормально, это необходимый элемент подростковой жизни.
Доверительные отношения - это передача ответственности за свою жизнь самому ребёнку. Если ребёнок будет чувствовать рядом со взрослыми в безопасности, он будет им доверять.
Слайд 10Рекомендации
Сдерживайте свои эмоции. Если ребёнок ведёт себя неправильно, не переходите
сразу на крик. Крик - это совсем не то, что ждёт от вас подросток. Ответная реакция будет подобна вашей. Такая "разборка" не решит конфликт. Если конфликт назрел, сначала успокойтесь ( подышите глубоко, отвлекитесь от ситуации), потом спросите себя:" Чего я хочу достичь: наказать его или решить вместе с ним проблему?" Лучше обсудить сложившуюся ситуацию, а не самого ребёнка. Это будет более правильное решение.
Не рубите с плеча. В любом отклонении в поведении надо прежде установить причину. То, что вы видите, это следствие. Может быть, таким образом подросток хочет привлечь к себе внимание или самоутвердиться.
Слайд 11Рекомендации
Будьте последовательны и постоянны в своих словах и действиях, если
хотите чего-то добиться. Не обещайте ребёнку того, чего не сможете выполнить. Это только укрепит в ребёнке уверенность, что взрослым доверять нельзя. Если взрослые от ребёнка требуют одно, а сами делают другое, постепенно подросток перестанет доверять словам взрослых. И сам будет с лёгкостью давать обещания, но не будет их выполнять. Если у взрослых действительно изменилась какая-то позиция, то важно объяснить ребёнку, почему это произошло.
Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений.Каждый подросток ( и взрослый тоже) старается сохранить свою самооценку, свою целостность.
Слайд 12 Рекомендации
Поощрения и наказания должны быть адекватны совершённому поступку. Подростки очень
болезненно реагируют на несправедливые и жестокие наказания. Иногда такие травмы остаются на всю жизнь. Поощрения тоже должны быть адекватны сделанному ребёнком .
Избегайте чтения нотаций. Ребёнок начинает защищаться и становится "глухим" к словам взрослых. Лучше просто поймите ребёнка и помогите ему без всяких упрёков и нотаций.
Слайд 13Рекомендации
Говорите и выясняйте всё вовремя, не копите обиды и недовольства.
В какой -то момент ваши эмоции "вырвутся" на свободу со страшной силой. Тогда конструктивного разговора точно не получится, произойдёт бурный скандал, и вы припомните ребёнку все его прегрешения с самого раннего возраста. Как правило, помириться после такого скандала бывает сложно. Поэтому не копите претензии, высказывайте их по горячим следам, но не забывайте, что вы не судья, а любящий родитель.
Слайд 14Рекомендации
Не прогнозируйте неудачи. Дело в том, что наше подсознание часто
отказывается воспринимать частицу "не". Если подростку постоянно говорить, что из него ничего стоящего не вырастет, то так оно и будет.
реально подготовить ко всем жизненным ситуациям невозможно. Ребёнок сам должен пережить и обман, и предательство, и измену, и любовь. Но можно научить ребёнка верить в себя, в свои решения и поступки, научить оптимистическому взгляду на жизнь.
Слайд 15Как разговаривать с подростком
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость.
Выражения "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.
Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.
Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.