Слайд 1Правила общения с детьми
различных типов темперамента
Темперамент ребенка необходимо учитывать не
только при
общении с ним и выборе игр, но и в некоторых других ситуациях:
например, при организации детского уголка.
Флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше
пространства, чем холерикам и сангвиникам.
Если холерики и сангвиники могут спокойно переносить шум в
доме, постоянное звучание приемника или телевизора, то
флегматики и меланхолики могут быстро утомиться, и у них,
вероятно, появится желание немного побыть в тишине.
В отряде для таких детей желательно устроить
«уголок уединения», где они смогут побыть в одиночестве, устав
от шумных и беспокойных сверстников.
Слайд 2Как разговаривать с ребенком,
учитывая его тип темперамента.
Общаясь с ребенком, следует
соотносить темп своих движений с типом темперамента малыша.
Одевая меланхолика или флегматика, лучше не делать слишком быстрых движений
это может не понравиться ребенку и даже спровоцировать его на капризы. А сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливый взрослый в очередной раз поправит шарф и при этом с кем то поговорит. В этом случае холерик может проявить агрессию, а сангвиник потерять всякий интерес к долгожданной прогулке.Темп и интонации речи взрослоготакже должны строиться в
соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребенок проявляет упрямство или недовольство безо всякой видимой на то причины. Темп и интонация голоса -это сильные инструменты педагогического воздействия.
Общаясь с ребенком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а
как это было сказано.Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента.
Слайд 3В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи,
а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный.
При этом, общаясь с холериком и меланхоликом, особенно в «трудные» минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить ребенка, а общаясь с
сангвиником и флегматиком, речь может
быть более эмоциональной, чтобы увлечь,
отвлечь или заинтересовать
ребенка. Многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого.
Слайд 4Например, если взрослый обладает холерическим типом
темперамента, а ребенок является меланхоликом,
то скорее всего,
взрослого будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка.
Взрослый станет подгонять ребенка: «Ешь скорее. Одевайся
быстро!» Ребенок же при всем своем желании не сможет
соответствовать этим требованиям. Результатом будут: всё
возрастающее раздражение и недовольство ребенком и детские капризы.
Слайд 5Рекомендации по взаимодействию с
детьми различных темпераментов
Если у детей преобладают черты
холерического темперамента пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;целесообразно ограничивать
всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение все должно быть в меру.
За два часа до сна только спокойные игры и занятия;
необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание:
настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование,
рисование, лепка все что требует усидчивости;
воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с
командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет
подчиняться);
приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не
перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а
не требовать;
необходимо строго соблюдать режим дня
Слайд 6Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания
-это
оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
следует чаще хвалить его за скорые действия;
необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые
действия, полезны игры соревновательного характера;
следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные
игры, плавание, бег);
побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию активизировать его;нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за
несколько минут о смене вида деятельности;
привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Слайд 7Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:нужно ограничивать шум, новые знакомства,
количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума,
спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;ребенку полезно заниматься спортом;
необходимо разнообразить жизнь ребенка;
надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
важно развивать у него общительность;
необходимо поддерживать у него положительные эмоции,
проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Слайд 8Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
важно проявлять строгость, требовательность к
ребёнку, контролировать его действия и поступки;
обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не
убрал игрушки);необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не
окончен первый);целесообразно небрежно выполненную работу предложить
выполнить заново. Главное показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Слайд 9Правила общения с детьми
различных типов темперамента
С холерикамиследует играть в быстрые,
подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется
немалое терпения и такта.
С ребенком сангвиником стоит играть в веселые подвижные
игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать.
Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных
Флегматики
могут долго заниматься одним и тем же делом:
рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети
предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался
более гармонично, родители могут также учить его фантазировать
и сочинять.
Меланхолики
предпочитают спокойные виды деятельности. Они
любят животных, особенно тех, которых можно погладить и
приласкать. Взрослым следует помнить, что грубое обращение с
такими детьми просто неприемлемо.
Слайд 101.
а) суетливы и неусидчивы;
б) жизнерадостны и веселы;
в) хладнокровны и спокойны;
г) застенчивы и стеснительны.
2.
а)
вспыльчивы и невыдержанны;
б) деловиты и энергичны;
в) обстоятельны и последовательны;
г) в новой обстановке теряетесь.
3.
а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;
б) склонны себя переоценивать;
в) умеете ждать;
г) сомневаетесь в свои силах.
4.
а) незлопамятны;
б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;
в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня;
г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.
5.
а) вы обладатель порывистых, резких движений;
б) быстро засыпаете;
в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;
г) покорны.
6.
а) к недостаткам нетерпимы;
б) работоспособны, выносливы;
в) в своих интересы постоянны;
г) легко ранимы, чувствительны.
7.
а) нетерпеливы;
б) бросаете начатые дела;
в) рассудительны и осторожны;
г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.
8.
а) у вас выразительная мимика;
б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;
в) медленно включаетесь в работу;
г) очень обидчивы.
Слайд 119.
а) у вас быстрая, страстная речь;
б) в новую работу включаетесь быстро;
в)
порыв сдерживаете легко;
г) очень впечатлительны.
10.
а) работаете рывками;
б) за любое новое дело беретесь с увлечением;
в) попусту сил не растрачиваете;
г) у вас тихая , слабая речь.
11.
а) вам присуща несобранность;
б) настойчивы в достижении цели;
в) вялы, малоподвижны;
г) ищите сочувствия других.
12.
а) быстро решаете и действуете;
б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;
в) ровные отношения со всеми;
г) необщительны.
13.
а) инициативны и решительны;
б) быстро схватываете новое;
в) не любите попусту болтать, молчаливы;
г) одиночество переносите легко.
14.
а) стремитесь к новому;
б) у вас всегда бодрое настроение;
в) любите аккуратность;
г) робки, малоактивны.
15.
а) упрямы;
б) в интересах и склонностях не постоянны;
в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;
г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.
16.
а) имеете склонность к горячности;
б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;
в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;
г) у вас высокие требования к окружающим и себе.
17.
а) склонность к риску;
б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;
в) начатое дело доводите до конца;
г) у вас быстрая утомляемость.
18.
а) резкие смены настроения;
б) склонны отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.
Слайд 1219.
а) бываете агрессивным, задирой;
б) отзывчивы и общительны;
в) незлобивы;
г) мнительны, подозрительны.
20.
а) в
споре находчивы;
б) неудачи переживаете легко;
в) терпеливы и сдержанны;
г) имеете склонность уходить в себя.
Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.
Например:
«а» — 7 раз * 5 = 35%
«б» — 10 раз * 5 = 50%
«в» — 2 раза * 5= 10%
«г» — 1 раз * 5 = 5%