Слайд 1«Психолого- педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОО»
Профориентация в основной и старшей
школе
Слайд 2Содержание профориентационной работы в основной школе
5-7 классы: развитие у школьников личностного
смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Слайд 3Содержание профориентационной работы в старшей школе
8 – 9 классы – формирование профессиональной мотивации, готовности
к самоанализу основных способностей и склонностей; уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10 – 11 классы – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Слайд 4Приемы и формы
Экскурсии;
классные часы;
анкетирование;
дискуссии, диспуты;
исследовательские работы (групповые и индивидуальные);
встречи со специалистами
различных профессий;
изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
Слайд 5
консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
элективные курсы;
родительские собрания;
встречи с
представителями учебных заведений;
предметные недели;
олимпиады;
творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)
Слайд 6Направления работы:
1. Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и
профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации.
Слайд 7
3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям
той или иной профессии.
4. Профессиональное воспитание – которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
Слайд 8Профориентационные мероприятия
5-7 классы
1) Классный час: «Мир моих интересов» (в течении
года);
2) Диагностика «Готовность учащихся к обучению в средней школе» 5 класс (октябрь);
3) Тренинги «Навыки общения и взаимодействия» (в течение года);
4) Классный час: «Мир профессий»;
5) Классный час: «Моя мечта о будущей профессии»;
6) Исследовательские проекты: «Детские увлечения моих родителей и их профессии»;
7) Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»;
8) Классный час: «Мои увлечения»;
Слайд 9
9) Классный час: «Все профессии важны, все профессии нужны»;
10) Совместные
мероприятия с родителями;
11) Экскурсии на предприятия и учреждения;
12) Участие в акции «Чистый дом» (уборка классных помещений и территории вокруг школы).
13) Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия», «Уровень воспитанности»;
14) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.
15) Беседы на родительских собраниях о трудовых навыках учащихся, учебных и внеучебных интересах.
Слайд 10Профориентационные мероприятия
8-11 классы
Профориентационные консультации (по запросу, в течение года)
Диагностика «Выбор
профильного обучения» (9 классы)
Классный час «Моя будущая профессия» (по запросу классных руководителей, в течение года)
Тренинг «Путешествие в мир профессий» (9,11 классы, февраль- март)
Тренинг «Что такое характер? Темперамент? Темперамент и профессия» (9 классы, январь)
Дифференциально-диагностический опросник (8 классы, март)
Диагностика уровня воспитанности (8-11 классы, март)
Родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать профессию?» (9-11 классы, март, по запросу классных руководителей)
Анкета старшеклассника (10 классы, декабрь)
Методика изучения профессиональной направленности личности (9,11 классы, апрель)
Слайд 11РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
5-11 КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Основные
формы и методы работы
Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями (региона).
Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:
-Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
-Почему тебе нравится именно эта профессия?
-Что делают люди этой профессии?
-Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
-Есть ли у тебя такие качества?
Слайд 12
Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так
и образовательным уровнем учащихся. При
проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества.
Слайд 13
Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям-инвалидам и т.д. Она
может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (проживающих на какой-то улице и т.д.). По результатам собранных материалов формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по очистке школьной территории, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.
Слайд 14
Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных
вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.
Слайд 15
Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит
систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.
Слайд 16
Профориентационная карта учащегося
____________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
I. Общие сведения
Дата рождения _____________________________________________________
Домашний адрес, телефон ___________________________________________
Ф.И.О. родителей ___________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Характеристика личностных качеств
Интересы и склонности ______________________________________________
__________________________________________________________________
Способности _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности характера, коммуникабельность, лидерство _________________
__________________________________________________________________
Увлечения _________________________________________________________
Слайд 17
III. Профессиональный план на ближайшее будущее
Выбранная профессия (какая) ________________________________________
Что знает о
выбранной профессии и условиях работы ____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Обоснованность выбора (10 – 11 классы)
Имеется ли опыт работы в данной сфере _______________________________
Чем обусловлен данный выбор (совет семьи, престижность профессии, материальная заинтересованность, др.) ________________________________
__________________________________________________________________
V. Рекомендации аналитиков (классный руководитель, педагог-психолог)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 18Показатели эффективности профориентационной работы
•достаточная информированность о профессии и путях ее получении
• потребность в обоснованном выборе профессии
• уверенность школьника в социальной значимости труда
•степень самопознания школьника.