Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Зильберс Марина Майгоновна
педагог-психолог
Слайд 3Актуальность
Многие из вас, родители, начали задумываться об образовании ребенка задолго до
школы. Но редко кто осознает реальную сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
Мы находимся в уникальной ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации и разнообразие программ обучения в начальной школе настораживает и пугает.
Действительно, понимают ли взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли сами родители к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Психологическая готовность родителей к школе является важным фактором успешного перехода ребенка на новый уровень развития, чем обусловлено начало школьного обучения.
Слайд 4СПЕЦИАЛИСТЫ
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ?
Психиатр – занимается диагностикой и лечением заболеваний,
связанных с развитием психики (органические поражения мозга, эпилепсия, шизофрения и др.). Основной метод лечения медикаментозный.
Невролог – занимается диагностикой и лечением болезней ЦНС и периферической НС (эпилепсия, неврозы, остеохондрозы, черепно-мозговые травмы и т.д.)
Слайд 5КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ?
Психолог – это не врач, а потому ставить диагнозы
и выписывать лекарства он не вправе. Его задача обеспечить нормальное функционирование, личностный рост и развитие человека, помочь справиться с комплексами и улучшить отношения с окружающими. Занятия с психологом могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Слайд 6Запросы к психологу
Проблемы в усвоении учебных знаний
Проблемы развития эмоционально-волевой сферы
Отсутствие явного
желания учиться;
Неумение самостоятельно заниматься, готовить домашние задания; плохая успеваемость по всем или некоторым предметам;
Излишняя медлительность и забывчивость; плохая память;
Чрезмерная активность и разбросанность; невнимательность;
Невнимательность, особенно при решении математических задач и выполнении упражнений по русскому языку;
Нарушения поведения (повышенная агрессивность, не умение себя сдерживать), нарушение дисциплины в школе;
Страхи;
Повышенная тревожность;
Не умение общаться со сверстниками и (или) взрослыми;
Воровство;
Побеги из школы
Лживость, эгоизм, упрямство, конфликтность
Слайд 7Качества родителей психологически готовых к обучению ребенка в школе
Любовь
Уважение
Внимательность
Требовательность
Терпение
Доверие
Вера
Способность
и желание меняться
Умение и желание учиться (в том числе у своего ребенка)
Умение общаться и договариваться со своим ребенком
Слайд 8
Что же должно насторожить родителей будущего первоклассника?
Незрелость эмоционально – волевой сферы
-Непонимание
ребенком, почему он идет в школу, важности обучения;
-Отсутствие или нестойкое проявление интереса к учению и получению новых знаний;
-Неспособность выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
-Неусидчивости – неспособности в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Для ребенка характерна эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, преобладание игровой мотивации.
Слайд 9
низкий уровень интеллектуальной активности
(умственные операции недостаточно сформированы; в частности ребенок
с трудом обобщает и абстрагирует признаки предметов)
Например: ребенок не может назвать одним словом автобус, троллейбус, автомобиль.
Не может сравнить девочку и куклу.
Закончить предложения, например, «Река широкая, а ручей…»
Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.
Затрудняется ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за
Слайд 10
- недостаточная общая осведомленность.
Не знает основные цвета, домашних и диких
животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
Не называет времена года или путает их, не знает перелетных и зимующих птиц, месяца, дни недели.
Не может назвать свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес.
Не знает какие бывают профессии.
Слайд 11
- речевая активность очень низкая
Трудно составить предложения из нескольких слов,
например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
Затрудняется составить связный рассказ по картинке или серии картин.
Не различает в словах буквы и звуки.
Не может объяснить смысл метафор: «Золотая голова», «Золотые руки», «Каменное сердце».
Слайд 12
- нарушение моторики и внимания
Не умеет правильно держать в руке ручку,
карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивая предметы или штрихуя их, выходит за контур.
Не умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Не играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Слайд 13Насторожить родителей должно и ослабленное общее физическое состояние и функциональное состояние
их нервной системы, обусловливающие низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость. Перечисленные выше особенности дошкольников приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе
Слайд 14- коммуникативные навыки ребенка.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья тянется и устанавливает
контакты с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Слайд 15Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
-
недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Слайд 16
Главное, уважаемые родители, не надо бояться вовремя, обращаться
за консультацией к специалистам.
Более раннее начало коррекционно-реабилитационной работы с ребенком даст больше положительных результатов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Слайд 17Это должно насторожить
Проблемы в обучении могут обнаруживаться в неустойчивом эмоциональном состоянии
ребенка (капризность, раздражительность и др.) и психосоматических реакциях организма(повышение температуры тела, тошнота, рвота и др.)
Слайд 18Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Роман, 8 лет
Запрос
мамы: не хочет учиться, с большим сопротивлением выполняет домашние задания (время выполнения, по словам мамы,: с 19.30 до 23.00), постоянно отвлекается.
Заключение психолога: сильная истощаемость, высокий уровень тревожности, сниженный темп выполнения работ, речь невнятна, уровень выполнения вербальных заданий ниже, чем выполненных заданий с применением визуальных стимулов, внимание неустойчивое, уровень развития опосредованного запоминания – норма, кратковременная память – норма, долговременная память - сниженный уровень. Сформированность пространственных представлений - норма. Испытывает трудности в понимании сложных речевых конструкций. Вербальное мышление – сниженный уровень, визуально мышление – норма, ведущий тип мотивации: игровая мотивация. Вспыльчив, тревожен, стремится к общению.
Рекомендации:
консультация у невролога,
консультация у детского психиатра,
систематические занятия с логопедом,
не рекомендуется посещение группы продленного дня.
Соблюдение режима дня.
Слайд 19Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Елена, 8 лет
Запрос
мамы: воровство.
Рекомендации психолога:
консультация у детского психоневролога,
Возможно, воровство девочки - это способ привлечения внимания. При чем неважно негативного или позитивного, главное родительское внимание. Для дальнейшего продуктивного взаимодействия очень важны искренность по отношению к девочке, безусловная любовь и принятие ее, важно говорить девочке о том, что ее любят;
Воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, депревация основных потребностей.
Причины воровства могут скрываться и в недостаточном развитии волевой сферы ребенка. Девочке трудно справиться с соблазном. Для развития волевых качеств характера рекомендуется не делать за ребенка то, с чем она уже в состоянии справиться сама, полезно предлагать девочке самой ставить цели и выполнять их.
Слайд 20Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Галина, 7 лет
Запрос
от мамы: девочка быстро утомляется, очень плохо запоминает наизусть, с большим трудом читает, плохо понимая смысл прочитанного, большие затруднения в овладении математическими знаниями.
Заключение психолога: девочка на фоне неустойчивого мотива деятельности обнаруживает недостаточный объем общих знаний, сниженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций (трудности абстрагирования, оперирования переносным смыслом и опосредования, конкретность суждений), ослабленная способность к усвоению новых знаний. В динамике мыслительных процессов наблюдается снижение, инертность, темп психической деятельности неравномерен, замедлен, утомляема, внимание неустойчиво, объем его сужен. Заметно ослаблена механическая память. Серьезные трудности в овладении навыками чтения и счета.
Рекомендации: консультация у детского психиатра; занятия с учителем – дефектологом, коррекционные занятия с психологом. На уроках чередование видов учебной деятельности. Обязательны физпаузы. Использование наглядности при объяснении учебного материала.
Слайд 21
Если родители, видя проблемы в развитии или поведении ребенка, по тем
или иным причинам еще в дошкольном возрасте не обратились к психологу, это не поздно сделать, когда ребенок обучается в начальной школе.
Но надо помнить, что проблемы ребенка не исчезнут с возрастом сами по себе, а только усугубятся и в большей степени проявятся в поведении, при общении со сверстниками и взрослыми, а самое главное – в обучении.
Слайд 22ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ШКОЛЕ!!!
Играйте с детьми, общайтесь с детьми, помогайте детям!!!