Презентация, доклад по психологии Психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе

Содержание

АктуальностьМногие из вас, родители, начали задумываться об образовании ребенка задолго до школы. Но редко кто осознает реальную сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.Мы находимся в уникальной

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Зильберс Марина Майгоновна педагог-психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Зильберс Марина Майгоновна  педагог-психолог

Слайд 3Актуальность
Многие из вас, родители, начали задумываться об образовании ребенка задолго до

школы. Но редко кто осознает реальную сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
Мы находимся в уникальной ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации и разнообразие программ обучения в начальной школе настораживает и пугает.
Действительно, понимают ли взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли сами родители к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Психологическая готовность родителей к школе является важным фактором успешного перехода ребенка на новый уровень развития, чем обусловлено начало школьного обучения.

АктуальностьМногие из вас, родители, начали задумываться об образовании ребенка задолго до школы. Но редко кто осознает реальную

Слайд 4СПЕЦИАЛИСТЫ
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ?
Психиатр – занимается диагностикой и лечением заболеваний,

связанных с развитием психики (органические поражения мозга, эпилепсия, шизофрения и др.). Основной метод лечения медикаментозный.
Невролог – занимается диагностикой и лечением болезней ЦНС и периферической НС (эпилепсия, неврозы, остеохондрозы, черепно-мозговые травмы и т.д.)




СПЕЦИАЛИСТЫЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ?Психиатр – занимается диагностикой и лечением заболеваний, связанных с развитием психики (органические поражения

Слайд 5КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ?

Психолог – это не врач, а потому ставить диагнозы

и выписывать лекарства он не вправе. Его задача обеспечить нормальное функционирование, личностный рост и развитие человека, помочь справиться с комплексами и улучшить отношения с окружающими. Занятия с психологом могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ?Психолог – это не врач, а потому ставить диагнозы и выписывать лекарства он не вправе.

Слайд 6Запросы к психологу
Проблемы в усвоении учебных знаний
Проблемы развития эмоционально-волевой сферы
Отсутствие явного

желания учиться;
Неумение самостоятельно заниматься, готовить домашние задания; плохая успеваемость по всем или некоторым предметам;
Излишняя медлительность и забывчивость; плохая память;
Чрезмерная активность и разбросанность; невнимательность;
Невнимательность, особенно при решении математических задач и выполнении упражнений по русскому языку;

Нарушения поведения (повышенная агрессивность, не умение себя сдерживать), нарушение дисциплины в школе;
Страхи;
Повышенная тревожность;
Не умение общаться со сверстниками и (или) взрослыми;
Воровство;
Побеги из школы
Лживость, эгоизм, упрямство, конфликтность




Запросы к психологуПроблемы в усвоении учебных знанийПроблемы развития эмоционально-волевой сферыОтсутствие явного желания учиться; Неумение самостоятельно заниматься, готовить

Слайд 7Качества родителей психологически готовых к обучению ребенка в школе

Любовь
Уважение
Внимательность
Требовательность
Терпение
Доверие
Вера
Способность

и желание меняться
Умение и желание учиться (в том числе у своего ребенка)
Умение общаться и договариваться со своим ребенком

Качества родителей психологически готовых к обучению ребенка в школеЛюбовь УважениеВнимательностьТребовательностьТерпениеДовериеВера Способность и желание менятьсяУмение и желание учиться

Слайд 8



Что же должно насторожить родителей будущего первоклассника?




Незрелость эмоционально – волевой сферы
-Непонимание

ребенком, почему он идет в школу, важности обучения;
-Отсутствие или нестойкое проявление интереса к учению и получению новых знаний;
-Неспособность выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
-Неусидчивости – неспособности в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Для ребенка характерна эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, преобладание игровой мотивации.
Что же должно насторожить родителей будущего первоклассника?Незрелость эмоционально – волевой сферы-Непонимание ребенком, почему он идет в школу,

Слайд 9

низкий уровень интеллектуальной активности
(умственные операции недостаточно сформированы; в частности ребенок

с трудом обобщает и абстрагирует признаки предметов)

Например: ребенок не может назвать одним словом автобус, троллейбус, автомобиль.
Не может сравнить девочку и куклу.
Закончить предложения, например, «Река широкая, а ручей…»
Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.
Затрудняется ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за 

низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности ребенок с трудом обобщает и абстрагирует признаки

Слайд 10

- недостаточная общая осведомленность.
Не знает основные цвета, домашних и диких

животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Не называет времена года или путает их, не знает перелетных и зимующих птиц, месяца, дни недели.

Не может назвать свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес.

Не знает какие бывают профессии.
- недостаточная общая осведомленность. Не знает основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи,

Слайд 11

- речевая активность очень низкая
Трудно составить предложения из нескольких слов,

например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Затрудняется составить связный рассказ по картинке или серии картин.
Не различает в словах буквы и звуки.

Не может объяснить смысл метафор: «Золотая голова», «Золотые руки», «Каменное сердце».
- речевая активность очень низкая Трудно составить предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик,

Слайд 12

- нарушение моторики и внимания
Не умеет правильно держать в руке ручку,

карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивая предметы или штрихуя их, выходит за контур.

Не умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Не играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
- нарушение моторики и вниманияНе умеет правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их

Слайд 13Насторожить родителей должно и ослабленное общее физическое состояние и функциональное состояние

их нервной системы, обусловливающие низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость. Перечисленные выше особенности дошкольников приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе
Насторожить родителей должно и ослабленное общее физическое состояние и функциональное состояние их нервной системы, обусловливающие низкую работоспособность,

Слайд 14- коммуникативные навыки ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья тянется и устанавливает

контакты с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
- коммуникативные навыки ребенка.Ребенок с ограниченными возможностями здоровья тянется и устанавливает контакты с детьми, более младшего возраста,

Слайд 15Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; -

недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно

Слайд 16



Главное, уважаемые родители, не надо бояться вовремя, обращаться

за консультацией к специалистам.
Более раннее начало коррекционно-реабилитационной работы с ребенком даст больше положительных результатов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Главное, уважаемые родители, не надо бояться вовремя, обращаться за консультацией к специалистам.  Более

Слайд 17Это должно насторожить
Проблемы в обучении могут обнаруживаться в неустойчивом эмоциональном состоянии

ребенка (капризность, раздражительность и др.) и психосоматических реакциях организма(повышение температуры тела, тошнота, рвота и др.)
Это должно насторожитьПроблемы в обучении могут обнаруживаться в неустойчивом эмоциональном состоянии ребенка (капризность, раздражительность и др.) и

Слайд 18Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Роман, 8 лет
Запрос

мамы: не хочет учиться, с большим сопротивлением выполняет домашние задания (время выполнения, по словам мамы,: с 19.30 до 23.00), постоянно отвлекается.
Заключение психолога: сильная истощаемость, высокий уровень тревожности, сниженный темп выполнения работ, речь невнятна, уровень выполнения вербальных заданий ниже, чем выполненных заданий с применением визуальных стимулов, внимание неустойчивое, уровень развития опосредованного запоминания – норма, кратковременная память – норма, долговременная память - сниженный уровень. Сформированность пространственных представлений - норма. Испытывает трудности в понимании сложных речевых конструкций. Вербальное мышление – сниженный уровень, визуально мышление – норма, ведущий тип мотивации: игровая мотивация. Вспыльчив, тревожен, стремится к общению.
Рекомендации:
консультация у невролога,
консультация у детского психиатра,
систематические занятия с логопедом,
не рекомендуется посещение группы продленного дня.
Соблюдение режима дня.

Из опыта работы: выписка из психологического обследования.Ф.И.О. ребенка Роман, 8 летЗапрос мамы: не хочет учиться, с большим

Слайд 19Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Елена, 8 лет

Запрос

мамы: воровство.

Рекомендации психолога:
консультация у детского психоневролога,

Возможно, воровство девочки - это способ привлечения внимания. При чем неважно негативного или позитивного, главное родительское внимание. Для дальнейшего продуктивного взаимодействия очень важны искренность по отношению к девочке, безусловная любовь и принятие ее, важно говорить девочке о том, что ее любят;

Воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, депревация основных потребностей.

Причины воровства могут скрываться и в недостаточном развитии волевой сферы ребенка. Девочке трудно справиться с соблазном. Для развития волевых качеств характера рекомендуется не делать за ребенка то, с чем она уже в состоянии справиться сама, полезно предлагать девочке самой ставить цели и выполнять их.

Из опыта работы: выписка из психологического обследования.Ф.И.О. ребенка Елена, 8 летЗапрос мамы: воровство. Рекомендации психолога: консультация у

Слайд 20Из опыта работы: выписка из психологического обследования.
Ф.И.О. ребенка Галина, 7 лет
Запрос

от мамы: девочка быстро утомляется, очень плохо запоминает наизусть, с большим трудом читает, плохо понимая смысл прочитанного, большие затруднения в овладении математическими знаниями.

Заключение психолога: девочка на фоне неустойчивого мотива деятельности обнаруживает недостаточный объем общих знаний, сниженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций (трудности абстрагирования, оперирования переносным смыслом и опосредования, конкретность суждений), ослабленная способность к усвоению новых знаний. В динамике мыслительных процессов наблюдается снижение, инертность, темп психической деятельности неравномерен, замедлен, утомляема, внимание неустойчиво, объем его сужен. Заметно ослаблена механическая память. Серьезные трудности в овладении навыками чтения и счета.

Рекомендации: консультация у детского психиатра; занятия с учителем – дефектологом, коррекционные занятия с психологом. На уроках чередование видов учебной деятельности. Обязательны физпаузы. Использование наглядности при объяснении учебного материала.
Из опыта работы: выписка из психологического обследования.Ф.И.О. ребенка Галина, 7 летЗапрос от мамы: девочка быстро утомляется,

Слайд 21
Если родители, видя проблемы в развитии или поведении ребенка, по тем

или иным причинам еще в дошкольном возрасте не обратились к психологу, это не поздно сделать, когда ребенок обучается в начальной школе.


Но надо помнить, что проблемы ребенка не исчезнут с возрастом сами по себе, а только усугубятся и в большей степени проявятся в поведении, при общении со сверстниками и взрослыми, а самое главное – в обучении.
Если родители, видя проблемы в развитии или поведении ребенка, по тем или иным причинам еще в дошкольном

Слайд 22ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ


К ШКОЛЕ!!!
Играйте с детьми, общайтесь с детьми, помогайте детям!!!
ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ!!!Играйте с детьми, общайтесь с

Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть