Слайд 1Программа психологической коррекции агрессивности у подростков
Слайд 2Теоретическое обоснование программы
Сегодня проблема агрессивного поведения подростков весьма остро беспокоит современное
общество. Эта проблема затрагивает не только личностью, семью, и школу, но и общество в целом. В последние годы наблюдается рост детской преступности, увеличивается проявление неконтролируемой агрессии.
В основном агрессии подвергаются дети подросткового возраста. Подростковый период в литературе характеризуется как кризисный период, наиболее уязвимый период жизни человека. Это обусловлено физиологическими, а также социальными факторами. В первую очередь на человека оказывают воздействие такие факторы, как семья, школа, компания друзей, молодежные движения и субкультуры, собственная личность подростка [4].
. Это сложный период в развитии личности, поскольку именно в это время происходит половая идентификация, формируются эмоции. Для этого периода характерна эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения [1]. Для подросткового периода характерен ряд сложнейших физиологических преобразований, происходит гормональная перестройка организма.
Основным новообразованием подросткового возраста является зарождение чувства взрослости. Именно в этот период ребенок переходит из мира детей в мир взрослых, входит в общество взрослых в качестве полноценного участника отношений и жизни. При этом важно то, что с внешней стороны подростка ничего не меняется, меняется только его психологическое состояние. Социальное положение подростка также остается неизменным. Ребенка начинает смущать такое же поведение родителей, которые по-прежнему начинают относиться к нему, как к ребенку [2].
Высокий уровень опасности представляют психические и физические нарушения у ребенка, находящегося в состоянии повышенной эмоциональности, возбудимости, ситуативной и личностной тревожности. Восприятие окружающей действительности, жизненных ценностей, отношение к себе и окружающим резко искажается. Часто такие дети теряют грань между социальным и девиантным поведением, не способны оказывать сопротивление насилию со стороны окружения. Часто таких детей вовлекают в преступные группировки. Резко возрастает криминальная активность, которая в норме не свойственна детям.
Слайд 3Актуальность темы
Актуальность исследования агрессивного поведения в подростковом возрасте определяется проблемами не
только сферы образования, но и общества в целом. Рост детской преступности и увеличение проявлений агрессии детьми, подростками в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции.
В основе агрессивности лежит эмоциональный компонент, выражающийся, прежде всего, гневом. При этом человек резко нарушает сложившиеся нормы поведения в обществе, может нанести вред и ущерб себе, окружающим людям. Если своевременно не устранить черты агрессивного поведения, они укореняются в характере и впоследствии становятся устойчивым качеством личности. Это качество вызывает сложности в общении, взаимоотношениях, работе, учебе, носят деструктивный характер, препятствуют самореализации [1].
По словам Змановской [7], агрессия может иметь довольно разнообразные формы. Она может открыто выражаться человеком, или быть его скрытым, латентным качеством. Чаще всего агрессия проявляется в виде конфликтности, злословия, давления, принуждения, негативного оценивания, угрозы, применения физической силы. Скрытые формы обычно менее заметны окружающим, поскольку человек предъявляет склонность к уходу от общества, часто прибегает к одиночеству, закрывается в себе. Такие люди чаще других совершают суициды. Также человек в таком состоянии может осознанно предпринимать действия, а чаще – бездействия, которые могут навредить окружающим.
В качестве внутренних репрезентаций агрессии рассматривается различные аффекты, навязчивые идеи, фантазии. К примеру, при повышенной агрессии человек может вынашивать идею мести и расправы. Один расправится с обидчиком в своих фантазиях, другой – причинит вред в состоянии аффекта. Особую форму агрессии представляет агрессивное влечение, при котором человека охватывает раздражение, зависть, злость, бешенство.
Как утверждает Змановская [7], наибольшая общественная опасность агрессивности состоит в том, что агрессивные действия находятся в тесной взаимосвязи с противозаконными действиями. Многие совершают преступные действия, руководствуясь корыстными мотивами. Агрессия чаще всего носит инструментальный характер и направлена на достижение каких-либо целей. Это может быть убийство ради получения жилплощади, насилие, жестокое обращение, угрозы с целью вымогательства денег. Можно приводить бесконечное множество примеров. В случае других преступлений насильственного характера, также проявляется враждебное поведение, возникает угроза обществу (поскольку насилие рассматривается как одна из наиболее опасных форм агрессивного поведения, запрещается законом).
В некоторых случаях преступная деятельность с чертами агрессивности может быть обусловлена и невротическими реакциями, тревогой, чувством вины. Развитие устойчивого невроза является предпосылкой антисоциальной направленности личности. В таком случае агрессия становится стилем жизни. При отсутствии адекватной коррекции или своевременного лечения, могут развиться органические нарушения деятельности нервной системы и головного мозга [6].
Слайд 4Методологический аппарат
Цель программы — психокоррекция агрессивного поведения у подростков.
Задачи:
1. Обучение
приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
Объект программы - поведение подростков.
Предмет программы — агрессивные проявления в поведении подростков.
Теоретико-методологическая основа психокоррекционной программы: работы Осиповой А.А. "Общая психокоррекция" и Раттер "Помощь трудным детям" Змановская "Девиантное поведение", Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов», Т.Л. Ломтевой «Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет», Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», И.П. Подласого «Курс лекций по коррекционной педагогике», А.А. Романова «Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик», К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие».
Слайд 5
Организация и методы исследования
Для решения задач использовали диагностический блок методик, на
основании которых изучали основные характеристики личности и самосознания подростка. Использовали следующие методики:
1. Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [1] .
2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [1].
3.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [2].
4. Сочинение «Я в профессии через 10 лет» [3].
5. Методика оценки выраженности психических состояний «Самочувствие, активность, настроение» [1]
6. Оценка уровня тревожности Спилберга [2]
Слайд 6Результаты входной диагностики
Полученные данные позволили нам предположить, что обязательным условием успешной
коррекции агрессивности подростков, является достаточный уровень физической активности, занятия спортом, достаточный уровень релаксации после мышечной нагрузки.
Слайд 7Организационные условия организации программы
Принципы проведения занятий
единство диагностики и коррекции;
деятельностный принцип коррекции;
учет
возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип комплексности методов психологического воздействия;
участники должны быть одного возраста;
занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения;
для проведения подвижных упражнений необходимо свободное пространство;
все участники обеспечиваются раздаточным материалом.
Условия проведения программы
Занятия проводились с детьми в составе 16 человек. Программа рассчитана на 3 встречи – 3 занятия по 50-60 минут каждое.
Коррекционная работа проводится по 2 направлениям:
обучение приемлемым способам выражения гнева;
обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
Структура занятий: каждое занятие включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основную часть. В конце каждого занятия обязательно проводится обратная связь.
Структура программы
Психокоррекционная работа включает в себя 2 блока, отраженных в задачах программы и подведение итогов [6].
Слайд 8
Этапы коррекции
1 блок. Обучение приемлемым способам выражения гнева
Задачи:
способствовать возникновению доверия
в группе;
обучить невербальным методам общения;
обучить способам самоконтроля;
научить выражать гнев в приемлемой форме;
снять эмоциональное, мышечное напряжение и агрессию;
2 блок. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях
Задачи:
развить умения владеть мышцами лица, рук, ног;
снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение;
развитие навыков поведения в ситуации общения;
развитие навыков неконфликтного поведения в различных ситуациях.
3 блок. Закрепление навыков
Задачи:
подведение итогов;
развитие самоконтроля и расслабленности;
развитие навыков поведения в ситуации общения [5].
Слайд 9Упражнение 1
Упражнение - знакомство «Истории из сумки» 3 -5 мин.
Цель: настроить
участников па работу по теме, активизировать чувство личности.
Ход упражнения.
В начале занятия каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. На оформление дается 3-5 мин. Участники садятся в круг и по очереди вытаскивают из сумки, не заглядывая в нее, один из имеющихся там предметов (карандаш, ручка, пуговица, резинка, кубик, катушка ниток, заколка, конфета и т.д.). После того, как все взяли какую-то вещь, каждый по очереди говорит фразу, которая начинается с «Я», представляя то, что досталось с сумки. Например: «Я - конфета, сладкая, смачная, меня все любят». Когда все скажут свои фразы, можно сделать еще один круг: передать свой предмет соседу справа и сказать другую фразу, уже «от имени» нового предмета, но начиная опять с «Я».
Принятие правил работы группы 7 - 10 мин.
Тренер обращается к группе с вопросом: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?». После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренинга, которые записываются на плакате «Правила группы».
Обсуждения.
Для того, чтобы наша работа была эффективной, давайте выработаем правила.
- Итак, какие вы предлагаете варианты? Что это правило означает?
- Все согласны?
- Принимаем данное правило?
Ориентировочными правилами тренинга могут быть следующие:
- приходить вовремя, посещать все тренинги;
- участвовать в выполнении упражнений и задач добровольно;
- говорить от своего имени, о себе, выражать свои мысли;
- один говорит - все слушают;
- обсуждать действие, а не личность.
Участники тренинга обсуждают записанные правила, составляют их окончательный вариант. Далее тренер заканчивает работу и записывает последнее правило: эти правила имеют силу в течение всех наших тренингов.
Целесообразно вывесить правила на видном месте и начинать каждый тренинг с их повторения.
Введение 5 мин.
Тренер обращается к участникам: «Сегодня мы с вами собрались, чтобы лучше познакомиться, рассмотреть вопрос: «Что же такое эмоциональное выгорание, как мы его переживаем, и как его преодолеть». В этом нам помогут сегодняшняя встреча.
Ознакомление участников с основными вопросами занятия. Тренер рассказывает о содержании тренингового занятия, отмечает, почему сегодня необходимо говорить о эмоциональном выгорании и способах его преодоления.
Слайд 10Упражнение 2-3
Упражнение «Песочные часы» 5 - 7 мин.
Цель:
1. Актуализировать знания об
эмоциональном выгорании
2. Определить круг ожидаемых результатов от тренинга
3. Разработать задачи, которые необходимо реализовать для достижения поставленной цели.
Участникам раздают небольшие листы бумаги. Тренер просит написать на них, чего именно участники ждут от тренинга. После этого каждый участник зачитывает свою надпись и прикрепляет лист на подготовленный тренером плакат с изображением песочных часов. (Проговаривания происходит на месте, а потом все вывешивают листочки).
Тренер обращается к участникам: Итак, чего именно вы ожидаете от сегодняшней встречи? На листах бумаги напишите ваши ожидания. Потом поместите свои ожидания на песочные часы.
Тренер обращается к участникам: вы должны знать, что одной из главных причин эмоционального выгорания, является затяжной стресс. Поэтому каждый из вас должен знать, как с ним бороться.
Упражнение «Я переживаю стресс, когда ...» (10 мин.)
Цель: привлечь внимание к внутреннему состоянию окружающих.
Ход упражнения: следует продолжить предложение: «Я переживаю стресс. когда ... ».
Основная часть.
Психо-рисунок «Я к стрессу», «Я во время стресса», «Я после стресса» 15-20 мин.
Цель: привлечь внимание к внутреннему состоянию окружения, выяснить главные стрессоры присутствующих.
Рефлексия: стрессы, возникающие в жизни, можно представить, как коридоры, которыми нужно пройти: кто быстрее, кто медленнее, кто тяжелее, кто легче, однако пройти их все равно придется.
Стресс - это:
- проблемы на работе;
- личностные проблемы;
- нестабильное материальное положение;
- психическое напряжение;
- неудачи, страхи, срывы;
- ощущение опасности;
- ДТП, аварии и т.д.
Слайд 11Упражнение 4
Упражнение «Стаканчик».
Цель:
1. выработать психотехники видоизменения,
2. ослабить влияние стрессовых
переживаний.
Ход упражнения: ведущий кладет на ладонь мягкий стаканчик и говорит участникам: «Представьте себе, что этот стаканчик - посуда для ваших самых сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него можно положить то, что для вас действительно важно и ценно, то, что любите и чем дорожите». В течение нескольких минут в комнате тишина. И неожиданно ведущий берет себе этот стаканчик.
Рефлексия. Когда возникают такие ощущения? Кто ими управляет?
Слайд 12Упражнение 5-6
Упражнение «Автобиография за 45 секунд».
Цель: переживание несоответствия, желаемого и возможного
как стрессовых факторов.
Ход упражнения: участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы все о них понятно. Время для рассказа 45 секунд.
Рефлексия: проводится обсуждение результатов и обмен чувствами.
Тест «грозит ли вам нервный срыв?» (10 мин.)
Упражнение «Самопознание».
Инструкция: человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Самопризнание, самоодобрение очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развивать чувство самоуважения. Учитывая принципы и правила, которые использовались для одобрения других, подумайте, как вы одобряли себя и признавали бы определенные конкретные результаты действий и результаты своей деятельности.
Отметьте свои сильные стороны (способности), положительные черты характера и то, как они помогали вам в жизни.
Посудите и запишите, как вы может лучшим образом (где именно и как) воспользоваться ими, чтобы добиться успеха.
Задачи прописываются и вывешивают на плакат.
Слайд 13Упражнение 7-8
Упражнение «Поступки для позитивного будущего»
Цель: самоанализ, рефлексирование.
Инструкция:
1. Определите и напишите
5 поступков, которые вы ежедневно реализуете и которые, как вам известно, ведут к желаемому будущему.
2. Осознав полезность поступков, определите, как каждый из них является доказательством определенного качества.
3. Представьте себе на некоторое время то позитивное будущее, которое вы создаете.
Упражнение «Ты молодец потому, что ...» 7 мин.
Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознание наличия этих проявлений из собственного опыта.
Инструкция: разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразы, которые начинаются словами «Меня не любят за то, что ...». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразою «Все равно, ты молодец потому, что ...». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.
Обсуждения. Что вы почувствовали вовремя выполнения этого упражнения? Смогли бы вы отреагировать на слова партнера таким образом? Почему? Понравилось ли вам оказывать помощь другому человеку в такой форме? Что вы чувствовали, когда поддерживали вас? Как часто вы реагируете на проявления других людей таким образом? Часто вы получаете поддержку от других людей? Вопросы задаются каждой паре.
Слайд 14Упражнение 9
Упражнение - разминка «Австралийский дождь» 5 мин.
Цель: обеспечение психологического расслабления
участников.
Участники становятся в круг. Инструкция: Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения, как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
• Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами).
• Дождь усиливается. (Поочередно хлопки ладонями по груди).
• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
• А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).
• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
• Дождь стихает. (Хлопками ладонями по груди).
• Жидкие капли дождя падают на землю. (Щелчок пальцами).
• Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
• Солнце! (Руки вверх).
Слайд 15Упражнение 10
Упражнение «Как преодолеть синдром эмоционального выгорания» 10 мин.
Цель – разработать
и применить на практике способы преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Работа в группах. Участники объединяются в 2 группы по принципу: роза, ромашка.
Вопросы тренера «Как вы считаете возможно ли преодолеть синдром эмоционального выгорания?». Поэтому мы объединились в группы, для того чтобы выработать «Советы как преодолеть эмоциональное выгорание». У каждой группы для этого есть 10 минут. Тогда определите по участнику, который будет представлять ваши наработки. Происходит обсуждение.
После упражнения, всем участникам раздаются памятки «Советы по преодолению эмоционального выгорания».
Тренер: Я предлагаю вам включить советы психолога, которые помогут вам снимать эмоциональное напряжение, менять собственное отношение к различным ситуациям.
Слайд 16Упражнение 11
Упражнение «Место покоя».
Цель: расслабление.
Материалы: магнитофон, записи релаксационной музыки.
Инструкция: сядьте удобно,
закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы плывете на лодке морем вдали от дома. Все проблемы и заботы остались дома, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит груз ответственности. Ваша лодка свободно плывет на волнах. Вы наслаждаетесь ощущением покоя. Вы то поднимаетесь на волне, то опускаетесь. Вы чувствуете приятное тепло солнечных волн. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох, выдох. Теплый, мягкий покой разливается по всему телу. Вы все спокойнее, свободнее. Ваш взгляд останавливается на маленьком острове. Вас тянет туда, вы там ищете покоя, защиты, удовольствие. Ваша лодка приближается к острову. Уже можно различить растительность, деревья, песок. И вот вы выходите на берег. Вы ложитесь, вам тепло, расслабляетесь. На губах у вас морская соль. Вы смотрите на облака и чувствуете тепло солнца. Здесь ваша гавань. Наслаждайтесь чувством спокойствия, уверенности, тепла. Сюда вы сможете вернуться в любой момент. Это место даст вам уверенность, силу, безопасность. Попрощайтесь с этим местом, пора возвращаться в реальность. Медленно открывайте глаза.
Слайд 17Упражнение 12
Упражнения на релаксацию «Простая релаксация».
Цель – обеспечить расслабление организма.
Располагайтесь
поудобнее, пусть вам ничего не мешает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на вашем дыхании (30 секунд). В каждом случае, когда мы будем фокусировать внимание на определенной группе мышц, перед началом выполнения упражнения я буду давать подробные объяснения относительно того, как ее надо делать. Поэтому не начинайте упражнение, прежде чем я не скажу: «Готовы? Начали!».
1. Грудина. Расслабление начнем с грудины. Советую вам, но только по моему сигналу, и не раньше, сделать сильный очень глубокий вдох. Попробуйте вдохнуть весь воздух, который вас окружает. Сделаем это сейчас. Готовы? Начали!
Сделайте очень глубокий вдох. Задержите дыхание и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и вернитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в грудине при вдыхании воздуха? Заметили расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, осознаем, оценим его, поскольку придется повторить это упражнение. Готовы? Начали!
Вдохните очень глубоко! Глубже, чем когда-либо. Задержите дыхание и расслабьтесь. Быстро вдохните и вернитесь к исходному дыханию. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали расслабление? Попробуйте расслабиться на разнице ваших ощущений, чтобы потом с большим успехом повторить все сначала (между упражнениями пауза в 10-15 сек.).
2. Кисти рук.
Перейдем к рукам. Сначала я вас попрошу одновременно обе руки сжать в кулаки. Сожмите их настолько сильно, насколько это возможно. Готовы? Начали!
Сожмите кулаки очень крепко. Задержите! И расслабьте. Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки устали от писания в течение дня. Теперь давайте повторим. Готовы? Начали! Сожмите кулак очень крепко. Задержите и расслабьте. Для того чтобы расслабить противоположную группу мышц, надо просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Готовы? Начали!
Растопырьте ваши пальцы широко! Задержите их в этом состоянии. Расслабьте. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Растопырьте ваши пальцы широко! Максимально широко! И расслабьте. Обратите внимание на ощущение теплоты или покалывание в кистях рук и предплечье. Запомните эти ощущения (пауза 20 секунд).
3. Плечи.
Теперь давайте поработаем над плечами. Мы несем на наших плечах большой груз напряжения и стрессов. Данное упражнение заключается в обезглавливании плечами в вертикальной плоскости по направлению к ушам (мысленно попробуйте дотянуться до мочек ушей вершинами плеч). Давайте попробуем. Готовы? Начали!
Поднимите плечи. Поднимите их выше. Еще! Задержите! Расслабьте. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Поднимайте ваши плечи как можно выше. И расслабьте. Очень хорошо! Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, полностью дайте им расслабиться. Пусть они будут все тяжелее и тяжелее (пауза 10 сек.).
Слайд 18Упражнение 13
Упражнение «Тепло»
Цель – отработать навыки релаксации.
Займите удобное положение. Закройте глаза.
Расслабьте мышцы лица и тела с помощью упражнения «Я расслабляюсь». Почувствуйте полное расслабление и тяжесть вашего тела. А теперь представьте, как теплеет ваша правая рука, она становится теплой. Вы будете чувствовать тепло 1-2 минуты. Повторите процедуру с левой рукой. Почувствуйте тепло в обеих руках. Почувствуйте тепло в обеих руках и ногах. Почувствуйте тепло во всем теле. Затем представьте себе, как тепло и тяжесть выходят из рук. Почувствуйте высвобождение и легкость. Повторите процедуру с ногами, со всем телом. Почувствуйте, как тепло и тяжесть оставили тело, мышцы окрепли. Вы в норме. Откройте глаза. Упражнение можно выполнять поэтапно с отдельными частями тела.
Упражнение «Гора с плеч»
Цель – отработка навыков снятия психоэмоционального напряжения, преодоления стресса.
Упражнение выполняется стоя. Широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад, слегка напрягая и возводя в лопатках. Держите плечи напряженными 5-10 секунд. После этого резко опустите плечи, «сбросив» гору с плеч. Повторите эту процедуру 5-6 раз.
Слайд 19Упражнение 14
Упражнение «Пружина» 5 мин.
Цель - овладение навыками быстрого расслабления мышц.
Сначала
сядьте, закройте глаза и сделайте несколько вращений головой: сделайте четыре вращения по часовой стрелке, и столько же - против. Затем быстро ложитесь на спину и поднимите вверх, на малое расстояние от пола, правую ногу. Теперь напрягите мышцы так, как вы натягивайте пружину - 5-7 сек., а затем отпустите ногу со всей тяжестью вниз. То же самое - с левой ногой. Максимально напрягите все ее мышцы, полностью переключите на них внимание. Пройдитесь взглядом вдоль ноги. Затем дайте ноге упасть - трудно и медленно. Повторите несколько раз.
Упражнение лучше делать с закрытыми глазами. Для достижения полного расслабления определенной группы мышц, надо отключить сознательное внимание. Поднимите вверх правую руку (сожмите кулак, максимально напрягите мышцы). Подержите ее так, мысленно пробегая вдоль нее взглядом. Затем дайте ей свободно упасть. То же самое сделайте с левой рукой. Также можно напрягать и расслаблять другие группы мышц.
Слайд 20Упражнение 15-16
Упражнение «Воздушный шарик» 5 мин.
Цель: достичь быстрого расслабления и ощущения
легкости в теле.
Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза, сосредоточьте свое внимание на дыхании. Представьте, что во время вдоха ваше тело как воздушный шарик поднимается вверх, на выдохе - опускается вниз. Вдох - выдох, вдох – выдох. Вдох - выдох, вдох – выдох.
Методический комментарий. Через несколько тренировок можно достичь быстрого расслабления и состояния легкости в теле, вызывая в воображении образ воздушного шарика или любой образ, связанный с состоянием расслабления.
Упражнение «Дымок» 5 мин.
Цель: эмоциональный отдых, быстрое восстановление сил.
Станьте ровно, ноги на ширине плеч, закройте глаза. Начните медленно раскачиваться с ноги на ногу, выберите свой ритм раскачивания. Постепенно начните вращение по спирали, раскачиваясь по кругу в удобном направлении.
Представьте, что вы - струя, легкого, невесомого дыма. Медленно, по спирали вы поднимаетесь вверх, все выше и выше. Вы чувствуете свободу и легкость, вы отдыхаете, запомните это состояние. А теперь медленно, по спирали возвращайтесь назад. Как только вы коснетесь земли, вы можете открыть глаза.
Заключительная часть. Итог тренинга 5 мин. Подведение итогов.
Слайд 21Упражнение 17
Упражнение «Песочные часы»
Цель: осознание участниками того, насколько реализованы их ожидания
относительно тренинга.
Материалы: скотч, плакат с изображением песочных часов. Тренер инструктирует участников: возьмите ваши песчинки и переложите их на дно, если оправдались ваши ожидания от тренинга. Тренер:
- Осуществились ли ваши ожидания?
- Какие знания вы получили?
- Как эти знания вы используете в своей дальнейшей жизни?
- Что вы взяли из тренинга лично для себя?
- Оцените вашу личную активность во время тренинга?
Упражнение на завершение «Прощание» 5 мин. Цель: создание позитивной атмосферы, после тренинга. Тренер: я предлагаю вам стать в круг. Участники группы становятся в широкий круг, держась за руки. Каждый по кругу говорит: «Сегодня я ... (научился, почувствовал, понял и т.п.)», и вся группа делает шаг вперед. После произнесения всех достижений круг должен стать плотным.
Таким образом, психологический тренинг способен минимизировать эмоциональное выгорание, снизить профессиональную деструкцию, способствовать личностному росту, развить умения к саморегуляции в коммуникации.
Слайд 22Итоговая диагностика
Была отмечена положительная динамика, в самочувствии, активности, настроении детей, что
свидетельствует об эффективности разработанной нами программы. Были выявлены статистически важные показатели при сравнении с результатами первичной диагностики.
Слайд 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кабачков В. А., Тюленьков С. Ю., Куренцов В. А.
Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением // Теория и практика физкультуры. - 2013. - № 10. - С. 60-63.
Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
Томилов В. Н. Агрессивность в спорте: социально - биологический аспект // Теория и практика физкультуры. - 2010. - № 10. - С. 39-42.
Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. Начальная школа. - М.: Генезис, 1999. — 391 с.
Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Минск: Владос, 2003. — 489 с.
Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред.А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с