Слайд 2Стадии развития личности по Эриксону
1.Младенчество (0-1)
2.Раннее детство (1-3)
3.Детство (3-6)
4.Школьный возраст (6-12)
5.Отрочество
и юность (12-20)
6.Ранняя зрелость (20-25)
7.Средний возраст (25-65)
8.Поздняя зрелость (после 65)
Слайд 3Первая стадия (орально-сенсорная)(0-1)
Возникает доверие или недоверие к миру
Проявляется в легком кормлении,
глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника, ребенок без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из поля зрения матери.
Младенец получает от матери не только молоко и необходимый уход, с ней связаны и «питание» миром, красок, звуков, ласк, улыбок.
Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.
Ребенок «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции)
Слайд 4Вторая стадия (мышечно-анальная)(1-3)
Начинает ходить и отстаивать свою независимость
Появляется желание требовать, присваивать,
разрушать
Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стремиться заставить мир не смотреть на него или хочет стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира»- стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д..
Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают, наказывают ребенка, у него появляется страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность.
Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
Слайд 5Третья стадия (локомоторно-генитальная (3-6)
Активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения
взрослых, быстро и жадно учится всему. Приобретает новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.
Когда поведение ребенка становится агрессивным – инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности, закладываются новые внутренние инстанции – совесть иморальная ответственность за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
Происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую
Слайд 6Четвертая стадия (латентная)(6-12)
Младший школьный возраст- предпубертатный (предшествующий половому созреванию)
Воспитание у детей
трудолюбия, необходимость овладения новыми знаниями и умениями.
Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности.
Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Слайд 7Пятая стадия (подростковый возраст и юность) (12-20)
Самый глубокий кризис.
Формирование идентичности. В
ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации и добавляются новые.
Ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе..
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным чувством тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши, в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшейся способ самоутверждения)
Слайд 8Шестая стадия. Ранняя зрелость(20-25)
Встает проблема близости (интимности)
Проявляется истинная сексуальность. Но человек
готов к близости с другим не только в сексуальном плане, но и социальном плане.
После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит.
Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я»
Время создания семьи. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.
Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.
Слайд 9Седьмая стадия (зрелость, или средний возраст) (20-25)
Решающим становится «отношение человека к
продуктам своего труда и к своему потомству»
Забота о будущем человечества.
Стремление к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению- собственный опыт, идеи, произведения искусств и т.д. Это реализуется в отношениях с детьми. Зависимосить старшего поколения от младшего.
Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к щзастою, обеднению личной жизни.
Слайд 10Поздняя зрелость (после 65)
В это время «созревают плоды предшествующих стадий»
Человек принимает
пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.
Только сейчас появляется мудрость.
Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен» Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостного «Я» люди, недовольные прожитой жизнью.
Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.
Слайд 11Принцип развития личности
Все, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на
следующий
Если нет – «непройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходится», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения.
Одним из признаков перехода ребенка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности (ведущее отношение ребенка к действительности).
Слайд 12Возрастной кризис
Возрастной кризис – нормальный переход от одной стадии развития к
другой.
Кризис новорожденного- 2 месяца
Младенческий период – кризисного одного года жизни – до года
Ранний детский возраст – кризис трех лет – от года до 3 лет
Преддошкольный возраст – от 3 до 5 лет
Дошкольный кризис семи лет – от 5 до 6-7 лет
Младший школьный возраст – от 6-7 до 10 лет
Подрастковый возраст – кризис тринадцати лет – от 10 до 14-15 лет
Возраст ранней юности – кризис семнадцати лет – от 14-15 до 16-17 лет
Слайд 135 основных возрастных кризисов
Кризис новорожденности
Первые 4-6 недель
Причины
Ребенок учится жить вне маминого живота
Адаптируется к безводному пространству
Учится дышать, сосать грудь, переваривать еду
Приспосабливается к колебанию температур
Адаптируется работа и взаимодействие его органов
Признаки
Слабое зрение и слух
Многочисленные рефлексы
Длительные периоды сна
Скудность эмоций
Слайд 14Кризис новорожденности
4-6 недель
Что делать
Контакт с матерью с первых минут рождения
Грудное вскармливание
Максимально оперативно реагировать на плач ребенка
Телесный контакт
Ласка и любовь
Слайд 15Кризис одного года
12-18 месяцев
Причины
Желание активнее познавать окружающий мир
Осознание своей самостоятельности
Необходимость в
получении большей свободы
Несоответствие «хочу и «могу»
Ребенок изучает рамки дозволенного
Признаки
Непослушание, как индикатор потребности в повышенном внимании
Желание все делать самостоятельно
Обостренная реакция на замечания
капризность
Слайд 16Кризис одного года
12-18 месяцев
Что делать
терпение
противодействия манипуляциям
больше изобретательности и чувство юмора
уметь переключать
внимание
поддержка инициативы ребенка
Слайд 17Кризис 3-х лет
2,5-4 года
Причины
Осознание себя личностью, отдельной от
родителей
Стремление к независимости
Отказ от опеки, привычных норм
Жажда независимости
Признаки
Негативизм
Упрямство
Непослушание
Истерики
протест
Слайд 18Кризис школьного возраста
6-8 лет
Причины
Переход из мира детей в мир взрослых
Смена
вида деятельности с игровой на учебную
Осознание и освоение новой роли ученика
Появление социальной жизни, формирование мнения о себе
Признаки
Негативизм
Заносчивость
Неадекватная самооценка
Конфликтность
Расширение границ своих прав
Слайд 19Кризис школьного возраста
6-8 лет
Что делать
Принимать «взрослость»
Укреплять веру ребенка в себя
Подавать позитивный
личный пример восприятия реальности
Поддерживать тесный эмоциональный контакт
У ребенка должны быть четкие обязанности
Слайд 20Кризис переходного возраста
12-14 лет
Причины
Гормональная перестройка организма
Ускоренный рост и физическое развитие
Осознание половой
принадлежности и сексуальность
Поиск себя
Необходимость самоутверждения
Признаки
Повышенная возбудимость
Несдержанность
Агрессивность
Равнодушие
Перепады настроения
Слайд 21Кризис переходного возраста
12-14
Что делать
Разговаривать как со взрослым без шантажа и нотаций
Искать
баланс между свободой и контролем
Не навязывать свое мнение
Предлагать поддержку
Относится с пониманием и терпением