Слайд 2Девиа́ция (от лат. deviatio — отклонение).
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых
в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми.
Слайд 3Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми
разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Слайд 4Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в
науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру.
Слайд 5Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в
поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся
Слайд 6Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям
и возможностям его развития и социализации.
Слайд 7Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или
иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Слайд 8Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом,
нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностей проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Слайд 9Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря
о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
Слайд 10дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около
7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);
дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
Слайд 11подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
подростки сексуально распущенного поведения;
подростки, совершившие противоправные
действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Слайд 12Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение
– один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
Слайд 13Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки
детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Слайд 14Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские
действия, направленные, в основном, против личности человека;
корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;
распространение и продажа наркотиков.
Слайд 15Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и
наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Слайд 16В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим
характеристикам:
видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
Слайд 17внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или
иной социальной группе, половозрастными особенностями;
ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Слайд 18Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как
существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
Слайд 19Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом,
который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения.
Слайд 20Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным
обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.