Слайд 2 Понятие «тестология» имеет очень много значений - от буквального перевода
с английского языка («наука об испытании»), до методов педагогических измерений, результатов и их интерпретации.
Слайд 3Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма
заданий, надежность и валидность результатов измерения.
* валидность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный» — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования)
Слайд 4Основная цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов проявления интересующего признака.
Объектом
измерения являются конкретные носители интересующих свойств – учащиеся, студенты и другие испытуемые.
Слайд 5Основной предмет педагогических измерений - разработка качественных тестов для измерения уровня подготовленности
учащихся.
В наши дни такие тесты используются не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга, мониторинга учебного процесса, для организации дистанционного образования: в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях.
Слайд 6Педагогический тест – это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы,
позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной и нескольких областях знаний.
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка».
Тест, созданный для проверки уровня усвоения знаний по одной учебной дисциплине, называют гомогенным.
Слайд 7Требования к тестам:
не требовать больших затрат времени;
быть однозначными, т.е. не допускать
произвольного толкования тестового задания;
правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
относительно краткими, требующими сжатых ответов;
информационными, т.е. обеспечивающими возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Слайд 8Основные правила при составлении тестов:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на
момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать «ловушек».
Слайд 9Применение технических средств в конце ХХ в. оказало большое влияние не
только на методы тестирования (появились компьютерные тесты), но и на методологию тестирования: были разработаны нетрадиционные тесты, к которым относятся интегративные, адаптивные тесты и тесты с критериально-ориентированной интерпретацией результатов.
Слайд 10Немного истории…
В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было
изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также А. Бине, А. Лазурского.
Слайд 11Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с Ф. Гальтоном. В 1879
г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как "неоконченные предложения". Впервые для изучения личности "завершение предложений" было использовано А. Пейном в 1928 г.
Слайд 12Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г.
швейцарским психиатром Германом Роршахом, который, одним из первых ввел в обиход термин "психодиагностика".
Создавая эту методику, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных людей. Роршах постепенно объединил те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, в относительно стройную систему показателей.
В дальнейшем эта методика использовалась многими исследователями, как за рубежом, так и у нас в стране.
Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик – Тест тематической апперцепции (ТАТ) – была создана в США в 1935 г. X . Морганом и Г. Мюрреем.
Слайд 13Медленно завоевывают себе приверженцев на Западе и такие новые научные направления
в области личностной психодиагностики, порожденные опять же компьютерной революцией второй половины XX века, которые основываются на комбинации методов стандартизированного опроса и проективных техник. Это техники семантического шкалирования (Ч. Осгуд, Дж. Келли), позволяющие в результате компьютерной многомерной обработки данных реконструировать так называемые "субъективные семантические пространства".
Слайд 14Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение
в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности, с одной стороны, а с другой – из лаборатории В. Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы (Н.Н. Ланге).
У истоков первого направления находились И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Важным стало открытие в Петербурге Психоневрологического института В.М. Бехтеревым.
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1886 г. при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета.
В 1896 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.
В Одессе была создана психологическая лаборатория в Новороссийском университете.
Слайд 15Во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент.
Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике были выполнены в первые десятилетия XX столетия.
Слайд 16Русский психолог А.Ф. Лазурский , придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности,
примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию.
Слайд 17С развитием дифференциально-психологических исследований, психология в целом обогатилась рядом новых методов
и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики.
Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период.
Слайд 18Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М.Ю. Сыркина, специально
изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине).
Слайд 19В 20-е годы нынешнего века в России значительное развитие получила психология
труда и психотехника (труды И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др.).
В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в системе профессионального обучения и профотбора.
Слайд 20Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной
специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
Слайд 21Основная цель отбора — привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми
личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.
В широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.
Слайд 22При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и
особенностям работы на конкретной должности.
Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности).
Слайд 23Понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются, т.к. сущностью последнего
является диагностика и прогнозирование способностей.
Основные этапы психологического профессионального отбора:
1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;
2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;
3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.
Слайд 24Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств
и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.
Слайд 25Этапы проведения профотбора:
Первый этап – описание должности (профессии) или составление профессиограммы специальности,
для которой организуется профотбор.
Второй этап – организация поиска и привлечение кандидатов. Для поиска кандидатов могут использоваться различные методы (поиск внутри организации, привлечение кандидатов извне, поиск потенциальных работников среди выпускников учебных заведений, брошюры и буклеты, объявления в прессе, по радио, телевидению, на специальных стендах и рекламных щитах, ярмарки вакансий)
Третий этап – проведение процедуры профотбора (первичный отбор на основе медицинского обследования и диагностики, затем обследование по всем выделенным в процессе экспертной оценки или исследования качествам.)
Четвертый этап. Принятие окончательного решения (например «пригоден», «условно пригоден», «не пригоден»).
Заключительным этапом профессионального отбора является прием на работу, как правило, с установлением испытательного срока (от 1 до 6 месяцев), за время которого работодатель может обстоятельно изучить кандидата и принять окончательное решение
Слайд 26Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и
педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Цели профориентации: оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.
Слайд 27Задачи профориентации:
1) информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
2)
создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
3) определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
4)содействие быстрым структурным сдвигам в занятости.
Слайд 28Методики для профотбора и профориентации
. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М.
Павлова, Н.О. Садовникова). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
2."Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ)..
3."Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу
4."Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопр
осы к учащимся.
5."Матрица выбора профессии". С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
Слайд 29Методики для профотбора и профориентации
6. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей
личности к различным сферам профессиональной деятельности.
7.Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
8."Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей.
9.Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.
10."Профассоциации". Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе.
Слайд 30Методики для профотбора и профориентации
11."Профессиональные намерения«-уровень сформированности и осознанности каждого из
них
12."Профиль" (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.
13."Цель - Средство - Результат" методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.
14.Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
15."Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации.
Слайд 31Алгоритм создания опросника.
1.Определить то, что мы будем
исследовать. Определение границы исследуемого понятия.
2.Разработка стимульного материала (вопросов) +Определение достоверности (включить вопросы «лжи») + Разработка инструкций и ключа
3. Определение эффективности утверждений теста-опросника с помощью метода экспертов (предложить 5 экспертам.
4.Проведение пилотажного исследования.
Слайд 32Алгоритм создания опросника.
5. Проверка критериев качества методики:
Валидность методики(насколько методика измеряет то,
что она должна измерять). Конвергентная валидность – валидность, выражающая степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными по двум различным методикам, измеряющим одно и то же свойство или качество.
Определение надежности. Надежность – понятие, отражающее помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия случайных факторов.(Пр: Ретестовый метод – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный промежуток времени при одних и тех же условиях).
Стандартизация методики. Стандартизация – установление единых норм и требований – стандартов; соотнесение полученных данных посредством конкретной методики со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.
6. Интерпретация результатов.