Слайд 1Темперамент ребёнка
тактика поведения с ним.
Бережная Зоя Егоровна,
педагог-психолог
МБОУ «Центр образования № 23»
г. Новомосковск
Слайд 2Темперамент -
это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических
процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Слайд 3Типы темперамента
ХОЛЕРИК
(сильный, уравновешенный, подвижный)
ФЛЕГМАТИК
(сильный, уравновешенный, инертный)
САНГВИНИК
(сильный,
уравновешенный, подвижный)
МЕЛАНХОЛИК
(слабый, неуравновешенный, инертный)
Слайд 4РЕБЁНОК-ХОЛЕРИК
неусидчив, вспыльчив;
резок и прямолинеен в отношениях с людьми;
решителен и инициативен;
энергичен, нетерпелив;
обладает быстрой, со сбивчивыми интонациями, речью;
агрессивный забияка;
нетерпим к недостаткам;
выразительная мимика;
настойчив в достижении цели;
склонен к резким сменам настроения.
Слайд 5РЕБЁНОК-ФЛЕГМАТИК
спокоен и хладнокровен;
последователен и обстоятелен в делах;
осторожен, рассудителен, умеет ждать;
обладает спокойной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
строго придерживается выработанного распорядка жизни;
постоянен в своих отношениях и интересах;
медленно включаетесь в работу и переключается с одного дела на другое;
с трудом приспосабливается к новой обстановке.
Слайд 6РЕБЁНОК-САНГВИНИК
весел, жизнерадостен, энергичен;
часто не доводит начатое дело
до конца;
склонен переоценивать себя;
способен быстро схватывать новое;
неустойчив в интересах и склонностях;
легко приспосабливается к разным обстоятельствам;
общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми;
обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой.
Слайд 7РЕБЁНОК-МЕЛАНХОЛИК
стеснителен, застенчив, впечатлителен;
теряется в новой обстановке;
затрудняется установить
контакт с незнакомыми людьми;
не верит в свои силы;
легко переносит одиночество;
обладает слабой, тихой речью;
чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, обидчив;
склонен к подозрительности, мнительности;
болезненно чувствителен, легко раним;
скрытен и необщителен;
малоактивен и робок, безропотно покорен.
Слайд 9ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ-ХОЛЕРИКОМ
Направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность.
Старайтесь организовывать
такую деятельность для ребенка, которая требует сосредоточения внимания.
Будьте взыскательны к ребенку и учите его исправлять последствия своей импульсивности.
Всячески приветствуйте и поддерживайте отношения ребенка-холерика с ребенком-сангвиником или, еще лучше, флегматиком.
Слайд 10ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ-ФЛЕГМАТИКОМ
Для этого медлительного ребенка вредно, когда его
чрезмерно подгоняют значимые взрослые.
Побуждайте к любым проявлениям активности, наблюдайте, какие формы проявления активности вызвали интерес у ребенка. Поощряйте у него подвижность.
Используйте в воспитании похвалу, использование крика оказывает сильнейшее тормозящее воздействие.
Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем.
Слайд 11ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ-САНГВИНИКОМ
Приучайте ребенка доводить начатое дело до конца.
Поддерживайте отношения
ребенка с одним-двумя друзьями, иначе вполне вероятна ситуация, когда у ребенка будет много приятелей и ни одного друга.
Помогайте ребенку развивать такое качество, как терпение.
Формируйте устойчивые интересы к какому-нибудь делу, занятию, иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет.
Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной.
Слайд 12ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ-МЕЛАНХОЛИКОМ
Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на
ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний.
Поддерживайте в ребёнке силу духа, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание на велосипеде).
Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении.
Поддерживайте увлечение ребенка. Ему подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с искусством.
Слайд 13Экспресс-тест на определение типа темперамента
Какая из фигур Вам больше всего нравится,
отражает ваш внутренний мир?
Слайд 14Обозначения:
Флегматик
Б) Холерик
В) Сангвиник
Г) Меланхолик
Слайд 15Подобрать ключик к ребенку поможет игра
Меланхолики - игра с лентами под
медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками
Слайд 16Сангвиники – любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание бумаги и
игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками.
Слайд 17Холерики – подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные игры, физ.минутки,
ритмичные танцы, игры с кеглями.
Слайд 18Флегматики – лепка, рисование, ролевые игры, моделирующие ситуации; игры-эксперименты; Puzzle; телесно-
ориентированные игры и упражнения.