Слайд 1
Школьный буллинг
Автор: педагог-психолог МБОУ СОШ №8 г.Ступино
Гордиенко Н.В.
Слайд 2Актуальность темы
Изменение социальной ситуации развития современного ребенка, характеризующееся
-разрушением естественных институтов
социализации – семьи и детского сообщества,
-ориентацией воспитания на индивидуалистическую модель,
-усилением процесса расслоения общества;
-тенденцией к обеднению, ограничению общения детей со сверстниками
негативно сказывается на процессе социализации детей, приводит к росту различных форм социальной депривации, в том увеличению жертв школьной травли или буллинга, что требует изучения этого явления и разработке программ по его профилактике.
Слайд 3Буллинг ( школьная травля)
От англ. bullying – запугивание. Это физический и/или
психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка –жертвы.
Слайд 4Школьная травля, или буллинг
Это форма жестокого обращения, когда физически или психически
сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию
Слайд 5
Существенные признаки буллинга
1.Неравенство сил;
2.Повторяемость;
3.Неадекватно высокая чувствительность жертвы
Слайд 6Статистика
По данным ВОЗ действию буллинга ежегодно подвергаются более 3млн детей в
возрасте от 8 лет (10-15% школьников).
В России от 12 до 24% ежегодна становятся жертвами буллинга
Слайд 7Буллинг – кризисное состояние детей и подростков
Последствия:
Нарушение развития личности
Психические и психосоматических
заболевания
Снижение успеваемости
Является фактором риска развития суицидального поведения
Слайд 8Буллинг – кризисное состояние детей и подростков
Головная боль
23%
Нарушенный сон 42%
Боли в животе 20%
Чувство тяжести 17%
Тревога 28%
Чувство, что я несчастен 23%
Депрессия 49%
Тяжелая депрессия 16%
Слайд 9З. Фрейд
: «… школа должна делать все, чтобы дети не были
беспомощными перед лицом насилия, чтобы они хотели жить, давать им поддержку в тот момент развития их жизни, когда эмоциональные связи с родительской семьей ослабевают, и они выходят в самостоятельную жизнь». Таким образом, школа является институтом социализации детей, которые еще являются незрелыми личностями, и ответственность педагогов во многом заключается не только в том, чтобы предотвратить ситуации насилия, а в том, чтобы научить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.
Слайд 10Виды буллинга
1. Вербальный (словесный)
насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки,
высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.
Слайд 11Виды буллинга
2. социальное исключение
бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой
(с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
Слайд 12Кибербуллинг
Публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы,
троллинг, выдача себя за «жертву» в онлайне
Подвержены до 30% школьников 12-15 лет).
Слайд 13Моральное насилие
угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство,
доносительство, клевета на жертву, придирки, высмеивание, насмешки, различные формы вербальной агрессии (постоянная критика, обзывательства, оскорбления, клички – дразнилки, ругань и т.д.),
Слайд 14Виды буллинга
3.Физическое насилие
избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.
Слайд 15Больше всего жертв буллинга в младших классах
Слайд 16Действующие лица
В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры), их
жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя).
Слайд 17Инициаторы травли
дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания
насилием над самым слабым в классе.
школьники, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, но претендуют на высокий статус в коллективе.
агрессивные дети.
Слайд 18Преследователи
Они, как правило, не популярны в классе. Они
сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания самоутвердиться.
Слайд 19Жертвы
дети, отличающиеся от основной массы
дети с неприятными привычками (неопрятные,
плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные)
дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками
физически слабые, в том числе инвалиды
те, кого не любит учитель
новенькие
чудаковатые
сензитивные (чувствительные)
Слайд 20Возможные роли непопулярных школьников
1.«Любимчик» 2. «Прилипала»
3.«Шут» 4. «Козел отпущения»
5.Покорная «жертва»,
«Раб»
6.«Белая ворона» 7.«Озлобленные»:.
8. «Непопулярные»: 9. «Агрессоры»: Агрессор-нападающий: Отвергаемый агрессор.
10. «Ябеды».
Слайд 21Факторы риска отвержения и изоляции школьника в группе сверстников
-Особенности воспитания в
семье;
-Взаимоотношения с учителем;
-Особенности школьного коллектива (степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм)
-Успешность в учебной деятельности,
-Непохожесть школьника, в чем- либо на своих сверстников
-Совокупность личностных особенностей самих жертв
Слайд 22Факторы, способствующие буллингу в школе
Равнодушие как установка педагогов
Позиция безразличия в отношении
насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
Слайд 23ДИАГНОСТИКА
1.В ноябре 2015 года в соответствии с приказом управления образования Ступинского
муниципального района Московской области поведен опрос среди учащихся 7-х классов на наличие конфликтных ситуаций с использованием опросника по буллингу «Оцени себя», рекомендованного Центром практической психологии образования АСОУ
Слайд 24Результаты опроса по буллингу
В ноябре в опросе приняли участие учащиеся 7-х
классов 95 человек (44 мальчика и 51 девочка)
В декабре: опрос проведен среди учащихся 6-х классов
52 человека (30 мальчиков и 22 девочки)
Слайд 25Случаи буллинга 1
количество учащихся, в отношении которых действия буллинга начались
не менее, чем полгода назад и осуществлялись не менее раз в неделю
Случаи буллинга II
количество учащихся, в отношении которых действия буллинга совершались:
1) реже, чем один раз в неделю и длятся менее полугода или
2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или
3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю
Слайд 28Индикатор класса
Степень выраженности буллинга
(общее число действий на общее число
опрошенных).
Нижняя граница среднестатистических показателей - 3,1
Среднее значение среди 7-х классов
МБОУ СОШ №8 – 7,17
7а – 4,71 (мальчики – 0,86; девочки – 3,86)
7б - 6,90 (мальчики – 1,7; девочки - 5,2)
7в- 10,6 (мальчики – 5,1; девочки – 5,5)
7г- 5,77 (мальчики – 4,23; девочки – 1,54)
Слайд 29
1 .Другие мешают мне свободно говорить с кем-либо (23,2%);
2 .Другие перебивают
меня, когда я хочу что-либо сказать (22,1%);
3 .Другие распространяют слухи и ложь обо мне (21,1%);
4 .Другие плохо говорят обо мне за моей спиной (17,9%);
5 . В мой адрес звучат ругательства и обидные прозвища (14,7%);
6 .Некоторые ребята выставляют меня на посмешище (13,7%);
7 .Другие делают мне намеки, но ничего не говорят на прямую (11,6%);
8 – Другие ребята постоянно критикуют все, что я говорю или делаю 9 - Бывают другие формы исключения меня из общения (10,5%);
10 – Другие постоянно критикуют все, что я говорю или делаю (10,5%).
Слайд 30Сколько человек участвовало в этих действиях?
1.от 2-х до 4-х человек;
2. более 4-х человек;
3.один человек; 4. весь класс;
5.ни сколько.
Слайд 31Кто совершал эти действия?
Со стороны одноклассников (45%);
Со стороны других людей (12%);
Со
стороны учителей (9%);
Со стороны учеников других классов (7,4%);
Со стороны руководства (2%);
Со стороны более старших школьников (1%)
Со стороны младших школьников (0%);
Не испытывают влияние буллинга (23%).
Слайд 32К КОМУ ТЫ ОБРАТИШЬСЯ, ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?
-к друзьям и подругам
(29,9%)
-к родителям (29,%)
-мне не к кому обратиться, но мне никто не нужен; (14%)
-к психологу (7,48%)
- к родственникам (5,7%)
- к директору (3,74%)
- к другим людям(2,8%)
- мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек (2,8%)
- к учителю, классному руководителю(1,9%)
- в органы власти (1,9%)
- в центр ПМСС (0,9%)
- к старосте класса – 0.
Слайд 33Диагностика
Групповые методы (Социометрия, Изучение психологического климата коллектива (модифицированный вариант методики
Парыгина,) мотивационное ядро выборов
- «Дерево с человечками»
- цветовой тест отношений
- использование различных опросных методов
- наблюдение.
Слайд 34Структура межличностных отношений в классе с низкими значениями по буллингу
эмоциональный критерий
Слайд 35Структура межличностных отношений в классе с высокими значениями по буллингу
эмоциональный
критерий деловой критерий
Слайд 36 Индивидуальная диагностика: выявление психоэмоционального состояния ребенка, его личностных особенностей,
сформированности коммуникативных навыков. цветовой тест Люшера, оценка личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, САН ), определение самооценки и уровня притязаний, определение личностных особенностей (многофакторный личностный опросник Кеттелла 14PF), УСК, определение акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, опросник К. Томаса «Оценка стратегий поведения в конфликтных ситуаций», тест «Общительность», методика диагностики доминирующей защиты в общении В.В. Бойко, проективная методика «Человек под дождем».
Слайд 37Общие черты жертв
высокий уровень тревожности, эмоциональная лабильность, эмоционально-волевая неустойчивость,
робость, низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний, малообщительность, низкий локус контроля, ведомость, избегание как стратегия выхода из конфликтных ситуаций.
Слайд 38Диагностика психологических особенностей булллеров
определение уровня агрессивности (Басса-Дарки), определение склонности
к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Исследование семьи: опрос, беседа, оценка стиля родительского воспитания, опросник «Измерение родительских установок и реакций»
Слайд 39Диагностика в пед. коллективе
оценка психологического климата педагогического коллектива, оценка стиля педагогического
общения учителя, наиболее важно это для начальной школы(методики «Стиль педагогического общения учителей» (Р.В. Овчаровой), методика «Диагностика стиля педагогического общения» (по Н.П. Фетискину)
Слайд 40Вывод:
диагностическая работа, направленная на изучения явления буллинга может быть расширена, должна
носить комплексный характер и предполагает наличие лонгитюдных исследований.
Слайд 41Направления коррекционной работы
1.выработка программы действий, которая направлена на улучшение межличностных отношений
в классе (снижение конфликтности, гуманизацию отношений, развитие коммуникативных навыков детей, формирование толерантности),
Слайд 42Направления коррекционной работы
2.индивидуально-коррекционная работа как с жертвами буллинга (преимущественно работа направлена
на стабилизацию психоэмоционального состояния, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, информирование о возможных способах реагирования на агрессию, адреса, по которым можно обратиться за психологической помощью, телефоны доверия),
Слайд 43Направления коррекционной работы
3. Консультирование родителей (установление доверительного контакта, консультирование по эффективным
способам реагирования на изменение поведения детей, рекомендации по улучшению психоэмоционального климата в семье),
Слайд 44Направления коррекционной работы
Индивидуально-коррекционная работа с буллерами (направлена на снижение агрессивности, конфликтности,
информирования об ответственности за действия, которые могут быть отнесены к буллингу, развитие коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения к одноклассникам).
Слайд 45Формы работы
Беседы («Ответственность»),
Тренинги («Ассертивность», «Саморегуляции», «Способы выхода из конфликтных ситуаций»,
«Способы эффективного общения», «Толерантности»),
Классные часы («Я и мой класс», «Способы эффективного общения», «Позитивное мышление»),
Участие в разработке и организации внеклассных мероприятий совместно с классными руководителями.
Индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия.
Слайд 50Основные направления профилактической работы
Организационное:
Выработка плана работы службы психолого-педагогического сопровождения
по профилактике буллинга.
Выявление зон риска и усиление контроля за этими зонами, с привлечением дежурных учащихся.
Создание школьной службы примирения
Слайд 51Просветительское
2.1Для классных руководителей (информирование классных руководителей о результатах тестирования, обсуждение
приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу (выступление на ШМО классных руководителей, педсовете по теме «Буллинг», разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга, консультирование по различным ситуациям, связанными с ситуацией буллинга, предоставление литературы по данной проблеме, оформление информационных стендов «Буллинг», «Развитие межличностных отношений в коллективе») , подготовка информационных стендов
Слайд 52Просветительское напрвление для родителей
2.2.1.выступление на родительских собраниях (темы: «Буллинг и кибербуллинг»,
«Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком»).
2.2.2. подготовка методических рекомендаций («Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей»).
Слайд 53Для родителей
2.2.3 разработка программы и организация занятий в семейном клубе «Согласие»
(в том числе по вопросам «стили семейного воспитания», «способы эффективного общения», « как решать семейные конфликты, «система наказаний и поощрений» и др.);
2.2.4 в перспективе – усовершенствование школьного сайта с размещением информации о профилактике буллинга для родителей.
Слайд 54Для родителей
2.2.5 информирование о возможности получения психологической помощи в нашем городе
и возможности телефонных консультаций.
2.2.6 Тренинги для родителей «Эффективный родитель».
Слайд 55Для детей
3.2.1 Подготовка информационных стендов («Ответственность», «Способы эффективного общения», предоставление информации
о возможности получения психологической помощи (адреса, телефоны доверия))
3.2.2 Организация тренингов и классных часов для учащихся («Умение решать конфликты», «Способы эффективного общения»).
3.2.3. Школа медиаторов (в перспективе для детей, пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения»)
Слайд 57Улучшение психоэмоционального климата в коллективе путем профилактики психоэмоционального выгорания и профдеформаций
4.1.Тренинг
«Психологические защиты», «Из конфликта – с позитивом», «Саморегуляция»;
4.2. Информационные стенды: «Психическое здоровье», «Профдеформации»
4.3 Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.
Слайд 58Анализ эффективности проведенных мероприятий
на основе результатов тестирования 7-х, 6-х классов
( других классов по запросу классных руководителей: социометрия, психоэмоциональный климат в классе, опросник «мой класс», цветовой тест отношений), оценка эффективности индивидуально-коррекционной работы, результаты наблюдения, фиксирование случаев обращения по вопросам буллинга, разрешения конфликтных ситуаций, опроса педагогов),
составление программы по профилактике буллинга на следующий учебный год
Слайд 59.
Вывод:
буллинг можно уменьшить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, оказывая сопротивление
и системно работая на всех уровнях.
Спасибо за внимание!