Слайд 1Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
Педагог-психолог
МБДОУ № 85 «Радуга»
Хохоля Александра Николаевна
Слайд 2Пирамида потребностей А.Маслоу
Слайд 3Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты:
- безопасности физического здоровья детей (санитарно-гигиенические условия, медицинское сопровождение,
двигательная активность и т. д.,
- психологической безопасности.
Слайд 4Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также
возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Слайд 5Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и
среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Слайд 6Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность»,
«риск», «угроза».
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Слайд 7Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его
достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Слайд 8факторы риска в образовательной среде
1. Фактор учебной нагрузки (он представляет
собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков. распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);
2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. - все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);
3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.
Слайд 9На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение
к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Слайд 10К психологическим характеристикам образовательной среды образовательного учреждения, способствующим сохранению и обеспечению
психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
- уважительное отношение и др.
Слайд 11Педагог может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств,
к которым относятся
- возможность выслушать с уважением друг друга,
- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
- узнать различные точки зрения,
- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
- умение справляться с чувствами.
Слайд 12Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится
решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Слайд 13два основных признака психологического здоровья человека:
Первый признак – это позитивное настроение,
в котором находится человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Слайд 14Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников
имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.